«…весь ужас в том, что у него
Уж не собачье, а именно человеческое
Сердце. И самое паршивое из всех,
Которые существуют в природе».
М. Булгаков
Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из критиков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булгакову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не
выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросился в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести — невероятная фантастическая история превращения собаки в человека — представляла собой остроумную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.
«Отцы и дети». Базаров. Художник Д. Боровский. 1980 г.
Действие романа И. С. Тургенева «Отцы
и дети» разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа «Отцы и дети» близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова, «диким, наполовину выросшего из почвы».
В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.
В чем же состоит нигилизм героя? Что он выражает? Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху перелома общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием науки, в первую очередь, естествознания. Особенностью ниглизма Базарова было то, что герой ничего не брал на веру, стремился все проверять жизнью, практикой. Отличительной чертой было также полное отрицание искусства, музыки и других проявлений духовной жизни людей. Но эта особенность взглядов и порождала противоречия. Базаров на себе испытывает то, что он презирал, что он называл «романтизм, чепуха, гниль, художество».
Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьино, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем, Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что «принсипы» Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становятся очевидным несовершенство теории: нигилисты только «расчищают место», но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское «авось».
Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным, Аркадий и Евгений на балу в губеркском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.
Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек — это не бездушная «лягушка». Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных к нравственных идеалов является стабильность.
В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно по этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это «желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства; душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания; страсть бурная и неконтролируемая, била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил. Безусловно, «испытание любовью» — самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.
Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим «принсипам», требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом — естественными науками.
Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, «бунтующее» сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то «ее следовало бы придумать». Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул «поле битвы» навсегда, хотя и против своей воли.
Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции «в бою», уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, «включается глазная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров — «лицо трагическое».
Я знала замечательную писательницу сочинение егэ проблема.
Шариков и «шариковщина»
- Характеристика героя Карл Иванович, Детство, Толстой
- По тексту Рубиной Пишу тебе из Полтавы, где сейчас все в цветущих старых каштанах (ЕГЭ по русскому)
Categories: Сочинения на свободную тему