Сочинение анализ лирика 40-х годов (*Общие критические статьи)

Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова, Война — святеегнету слова В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Александр Твардовский

Эти заметки о лирике 40-х годов я хочу начать с цитаты.

«…Недавно в вагоне метро, на новой линии «Спортивная — Университет»,-рассказывает участник Великой Отечественной войны поэт Константин Ваншен — кин,- я услышал разговор двух маленьких школьников. Они спорили о том, когда началась война.

Один утверждал:

— Великая Отечественная

война началась в тысяча девятьсот сорок первом году!..

Второй сомневался, потом согласился. И все, кто слышал это,- пожилая женщина, капитан-летчик, рабочий, опустивший на колени газету,- все переглянулись и задумчиво улыбнулись своим мыслям.

Да, для них это уже история.

Они не помнят войны, они родились позже, чем она кончилась. Они буду знать эту войну только по книгам и рассказам. И пусть при их жизни никогда не будет войны.

Мы делаем и сделаем для этого все, что можем…

Книга эта адресована им — тем, для кого минувшая война — уже история, кто может узнать о ней, о людях военного времени

из книг, из различных человеческих документов эпохи, величайшим из которых, по нашему убеждению, является литература, а также тем, кто пережил эту войну и запомнил ее такой, какою она была.

# * ❖

Пафос социалистического строительства, нравственного обновления человека был характерен в сущ ности для всей лирической поэзии 30-х годов, сосредоточившей свое внимание на рядовом герое, пред-ставлявшем духовное величие и творческий энтузиазм народных масс, создающих и созидающих — новый небывалый прежде мир,- именно это определяло тематику и характер лирической поэзии предвоенного десятилетия.

Не хочу сказать, что наша лирическая поэзия того времени оказалась глуха к внешнеполитическим событиям в мире и не ощущала в должной мере надвигающейся грозной опасности воинствующего фашизма. Напротив, о войне писали и в 30-е годы. Но писали преимущественно в ретроспективном плане, вспоминая героические рейды и отчаянные сабельные походы времен гражданской войны. И нельзя не согласиться с историками литературы, справедливо утверждающими, что в предвоенные годы «…в целом поэты редко заглядывали в глаза беде и трактовали эту тему в слишком оптимистическом духе: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим» (История русской советской литературы. Под ред. проф. П. С. Выходцева. Изд. «Высшая школа», М., 1970, .).

По существу только лишь к концу 30-х годов, в начале сороковых, главным образом творчеством тех, кто сам повидал смерть и ощутил запах пороховой гари в недолгие кровопролитные месяцы предвоенных инцидентов в Монголии и Финляндии (например, А. Твардовский, К. Симонов и др.), заговорила наша поэзия всерьез, мужественно и правдиво об угрозе новой войны. Ее разрушительное, смертоносное дыхание почувствовали и те, кто был далек от фронтов военных кампаний.

Я так боюсь, что всех, кого люблю,

Утрачу вновь.,

Я так теперь лелею и коплю людей любовь.

И если кто смеется — не боюсь: настанут дни,

Когда тревогу вещую мою

Поймут они,-

Писала в мае 1941 года Ольга Федоровна Берггольц.

И эти дни скоро настали. Грянула война. Великой и Отечественной назовет ее советский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины от немецко — фашистских захватчиков.

И с первых же дней встала на боевую вахту советская многонациональная литература. Свыше тысячи человек из писательской организации ушло на фронт, половина из них была награждена орденами и медалями, 18 стали Героями Советского Союза, свыше четырехсот человек не вернулись с поля боя.

Никогда еще наша литература не откликалась так единодушно и оперативно на события времени, как в годы борьбы с фашизмом. Особенно активно развивались в эти годы публицистика и лирическая, поэзия. В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов или острой публицистической статьи, написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий. В творчестве А. Твардовского, Н. Асеева, К. Симонова, А. Суркова, М. Исаковского, Н. Тихонова, А. Ахматовой, А. Прокофьева, Д. Кедрина, С. Щипачева, И. Сельвинского, В. Лебедева-Кумача, Н. Рыленкова, И. Уткина, М. Алигер, О. Берггольц, С. Орлова, Ю. Друниной, А. Межирова, М. Дудина, С. Наровчатова, А. Недогонова, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана и многих, многих других замечательных советских поэтов война и люди на войне предстали в своем подлинном реалистическом обличье. Примером творческого и гражданского подвижничества можно назвать деятельность И. Эренбурга, опубликовавшего только за годы войны свыше трех тысяч статей. Его публицистику в то время М. И. Калинин справедливо и метко охарактеризовал как «рукопашную схватку с фашистами».

На войне люди не только воюют, но и мыслят и чувствуют, мечтают и ждут, любят и ненавидят. Наиболее полно и ярко сложную, многообразную жизнь советского человека в годы борьбы с фашизмом и в последующее пятилетие отразила русская советская лирическая поэзия, многие лучшие образцы которой представлены в этой книге. Конечно же, не все произведения, вошедшие в антологию «Лирика 40-х годов», равноценны. Не все — ибо неодинаков уровень художнического дарования поэтов, стихи которых читатель найдет в этой книге, разные у них судьбы, характеры, жизненный и творческий опыт-все это и запечатлено в стихах. Но есть у поэтов 40-х годов и нечто общее — время, в которое они жили, любили, сражались неистово и беззаветно, жертвуя всем — для того, чтобы мы сегодня имели главное: свободу, право на жизнь, труд и будущее.

Лирика 40-х годов — как и вообще искусство — не только отражение жизни тех суровых и мужественных лет, но и самая частичка героической жизни. Массовость всенародного подвига в годы войны, духовная монолитность советского народа, вставшего на защиту Отечества, естественно, не могли не найти такого же массового единодушия в литературе, в лирической поэзии в частности. «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов»,- справедливо заметил в то время А. Сурков. Этот всеобъемный и всеобъемлющий духовный контакт поэзии и народа оказался для нас решающим и в выборе принципа составления настоящего тома.

Тревога за судьбы мира и судьбу Родины с первых же дней войны получила горячий отклик в литературе, и прежде всего — в лирической поэзии, нашедшей в себе мужество и силы не только трезво оценить всю сложность и опасность момента, ко и сделать все возможное для того, чтобы еще теснее сплотить весь советский народ на борьбу с захватчиками.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем и самое, понятие Родины в лирике военных лет не только углубилось психологически, но и приобрело более конкретные формы: за этим: словом в лирических произведениях вставали запоминающиеся черты реальных географических широт, любимых городов, деревень и поселков. «„.Когда грозные пороховые тучи застлали землю,- писал в заметках военных лет И. Эренбург,- в сердце встали ясные видения домов, деревьев, реки, неба; В грозную первую зиму войны ленинградцы поняли, как они любят Ленинград. Когда по Крещатику прошли гитлеровские полчища, киевляне узнали всю силу своей привязанности к родному городу. Этот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к Родине, к России. Она была сильна и до войны, но это была дремлющая сила. Теперь она стала действенной, на ней покоится наша уверенность в победе…» Таковы, например, помимо взволнованных стихов о Родине, о России вообще, многочисленные искренние стихи о Москве — В. Гусе-ва, А. Суркова, А. Прокофьева, Н. Тихонова, А. Жарова, П. Железнова, В. Лебедева-Кумача, М. Лисянского, М. Матусовского, о Ленинграде-М. Алигер, А. Ахматовой, А. Яшина, О. Берггольц, И. Авраменко, А. Прокофьева, Вс. Рождественского, Г. Некрасова, об Одессе — Вс. Багрицкого, о Севастополе — И. Сель — винского, о Сталинграде — Б. Палийчука, о Харьков ве — Н. Ушакова, о Брянщине — А. Софронова, о Сибири — С. Васильева и П. Комарова, о Волхове — А. Гитовича и П. Шубина, о Смоленщине — М. Исаковского, Н. Рыленкова и др.

Лирической поэзией утверждалась незыблемость национально-патриотических традиций советского народа. Поэты обращались к историческому прошлому России, чтобы показать закономерность преемственности национально-патриотических традиций советского народа, любовь которого к Родине и ненависть к врагу определяли все помыслы и дела.

«Я никогда не знал, что так люблю жизнь,- писал с фронта Павел Коган.- Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти я научился…»

Эта любовь и ненависть наметили и предопределили основной путь лирической поэзии тех лет: от плакатных (ораторских) стихов-воззваний — к глубокому поэтическому осмыслению времени и человека, к психологически яркой, простой и точной картине внут-реннего состояния духа советского человека. Так, уже с самых первых дней войны, наряду со стихотворениями — призывами («К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко, «Умрем, но не допустим!» А. Прокофьева, «Бей врага!» В. Инбер и др.), появились лирически тонкие и проникновенные стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, обращенные к вполне конкретному, зрительно осязаемому, а не абстрактному герою, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симонова, «Когда пройдешь путем колонн», «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Письма на Каму» О. Берггольц, «Письмо в Невель» А. Решетова, «Рассказ солдата» С. Орлова, «Есть в памяти мгновения войны» С. Поделкова и многие другие). Это выдающееся достижение лирической поэзии военных лет не только не было утрачено в последующие годы, но, напротив, получило дальнейшее творческое развитие.

Темы войны и Родины оказались в сущности преобладающими и в лирике последующего пятилетия. Не случайно эпиграфом к этим заметкам о лирике 40-х годов избраны замечательные строки выдающегося поэта нашей эпохи А. Твардовского. Действительно, военный смерч, пронесшийся по нашей земле, настолько жестоко разрушил привычный уклад мирной довоенной жизни, настолько глубоко ранил и разволновал человеческие сердца, что и впрямь еще долго в сознании каждого иных слов не могло быть и не было. И даже темы строительства, восстановления Родины из руин, темы любви и защиты мйра в сущности в течение всего последующего периода самым тесным образом перекликались и переплетались с воспоминаниями о недавних боях, с тяжелым чувством горечи, с незажившей и незаживающей болью недавних утрат.

Успешно выдержавшие испытание духа огнем войны, ее участники, окрыленные победой,, полные творческой созидательной энергии, возвращались к мирному труду. Стремительно и энергично расширялся диапазон советской лирической поэзии, захватывая в ином ракурсе темы мирного строительства и международной жизни, темы, связанные с изображением чувств, духа, настроений человека-труженика.

Нам не отдыха надо И не тишины,

Не ласкайте нас маркой:

«Участник войны».

Нам —

Трудом обновить

Ордена и почет,

Жажда трудной работы

Нам ладони сечет,-

Писал Михаил Луконин в стихотворении «Пришедшим с войны». В мирную трудовую жизнь, так же как и в советскую литературу, полноправным хозяином входило новое поколение: Ольга Берггольц, Сергей Орлов, Василий Субботин, Юлия Друнина, Сергей Наровчатов, Константин Ваншенкин, Александр Межиров, Евгений Винокуров, Михаил Луконин, Михаил Дудин,. Борис Слуцкий, Николай Старшинов и многие другие замечательные поэты — с этими именами связано развитие русской советской поэзии в последующий период.

Особое место в лирике 40-х годов принадлежит массовой советской песне. Этот жанр, бурно начавший свое развитие в 30-е годы в творчестве М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача, С. Алымова, В. Гусева и многих других, в годы войны не был забыт. На-против, он развивается еще более энергично. Для песни военных лет, так же как и для лирической поэзии в целом, характерно жанровое и тематическое богатство.

Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» В. Лебедева-Кумача (музыка А. Александрова), открывающая собой ряд замечательных гимнических песен военного времени. 24 июня 1941 года она увидела свет, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны. Песни маршевые и песни-призывы, песни о Родине, о Москве, песни партизанские и бытовые — о солдатском житье на фронте, песни интимно-лирические…- только один перечень наиболее популярных из них занял бы многие страницы. «Темная ночь» В. Агатова, «Вася-Василек» С. Алымова, «Песня о Ладоге» П. Богданова, «Песня о Москве», «Как за Камой за рекой», «Вася Крючкин В. Гусева, «Моя любимая» и «Песня о Днепре» Е. Долматовского, «В прифронтовом лесу», «Враги сожгли родную хату», «Лучше нету того цвету», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» М. Исаковского, «Дороги», «Ехал я из Берлина», «Гимн демократической молодежи мира» Л. Ошанина, «Ходит по полю девчонка» Н. Рыленкова, «Шумел сурово брянский лес», «Расцвела сирень» А. Софронова, «Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Соловьи», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» А. Фатьянова, «Вечер на рейде» А. Чур кина, «Смуглянка» Я. Шведова и многие, многие другие песни 40-х годов,- без них невозможно предста-вить лирическую поэзию тех лет, без них невозможно представить советский, песенный репертуар и наших дней, они пользуются заслуженной популярностью, не забыты и не забываются народом вот уже третье десятилетие. Их приумножают другие: эпоха 40-х годов — вечно живой родник вдохновения и творчества. И не раз еще сегодня, спустя тридцать два года после Победного салюта, сожмутся сердца наших современников, слушающих нескончаемые списки «Бюллетеня розыска родных», передаваемого в эфир советским радио, читающих книги, смотрящих фильмы о том жестоком и героическом времени, ибо вечно жива боль и памятны утраты, которые принесла советскому на-роду война с фашизмом.

Памяти тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны, памяти тех, кто сражался штыком и словом за свободу и независимость нашей Родины, мы и посвящаем эту книгу.

Валерий Вакуленко

Источники:

    Лирика 40-х годов. Вступ. слово, сост. и ред. В. Я. Вакуленко. Ф., «Кыргызстан», 1977 768 с. (Русская советская лирика)Аннотация: В антологию «Лирика 40-х годов» вошли лирические произведения русских советских поэтов, созданные ими в период с 1940 по 1950 г.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что такое внутренний мир человека сочинение алексин.
Сочинение анализ лирика 40-х годов (*Общие критические статьи)

Categories: Школьные сочинения