Может быть, еще более впечатляющий и широкомасштабный образ современника, человека конца 60-х годов, создал Венедикт Ерофеев в своей поэме «Москва — Петушки», долго не публиковавшейся у нас и увидевшей свет только в конце восьмидесятых. Его лирический персонаж, Веничка, на первый взгляд просто алкоголик на последней стадии, но, во- первых, это достаточно типично для эпохи, а во-вторых, это далеко не все, что есть у Венички за душой. Сам его алкоголизм становится своеобразным протестом против жизни, в которой все извращено и изгажено,
реакцией на отупляющую и обезличивающую действительность. Веничка не раз подчеркивает, что в своем пьянстве он един со всем советским народом. Да, собственно, почему он пьет? Потому что практически ничего другого в жизни и не остается. «Но разве это мне нужно? — спрашивает Веничка Господа. — Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они дали мне того, разве нуждался бы я в этом?» Но за алкогольными страданиями и радостями просматривается другое: герой Ерофеева — человек умный, душевно чуткий, у него есть сын, которого он любит, и женщина, которую он
воспевает и которой поклоняется — а ведь увидеть красоту и совершенство там, где увидел Веничка, это уже требует от души человека очень многого. У Венички есть и душа, стремящаяся к Господу, и вера, и упование на мудрость Господа и его милосердие, и в этом он очень напоминает Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского. А главное, в Веничке есть такое свойство, без которого поколение 60-70-х годов просто не смогло бы выжить — ирония и чувство юмора. Они прежде всего проявляются в отношении к самому себе и, таким образом, служат показателем глубинного душевного здоровья Венички: ведь человек, умеющий посмеяться над собой, — это умный, внутренне здоровый и к тому же социально очень ценный человек. Ирония помогает герою времени выживать в мире изолгавшейся пропаганды, красивых слов и лозунгов, в мире ложных ценностей, которые давно уже перестали быть таковыми, — ведь ирония беспощадно разрушает все фальшивое, приукрашенное, ходульное, она — непримиримый враг того ложно-героического пафоса, которым была пронизана советская действительность. Все это настолько характерно для эпохи, что, по- видимому, права Татьяна Толстая, когда говорит о поэме Ерофеева: «В маленьком объеме удается передать суть, сказать самые главные слова о нашем времени, о России, о человеке российского универсума». Герой времени в русской литературе менялся, как менялось и само время. Неизменным оставалось одно — стремление писателей найти в этом герое воплощение духа эпохи и таким образом осмыслить пути и перспективы развития России.
Вопросы для повторения
Любовь к родителям сочинение.
Сочинение на тему: герой Ерофеева Веничка
- Проблема совести. По тексту Л. Ф. Воронковой Ты варенье любишь? — Какое? — Ну вишневое, например (ЕГЭ по русскому)
- Рецензия к роману Стоик. Оплот Часть 3 (Драйзер Теодор)
Categories: Сочинения на определенные темы