Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лер­монтова — роман «Герой нашего времени». Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время — это эпоха 30-х годов XIX столе­тия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, на­полненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценнос­тей сталкивались с невозможностью реализовать себя, с неприятием обществом по-настоящему сильных и цельных личностей. Но кто же такой герой?

Героем романа М. Ю. Лермонтова выступает Печорин — молодой человек, воплотивший

в себе типичные черты, присущие молодому поколению того времени. Как отмечал сам автор, «это порт­рет, составленный из пороков всего нашего поко­ления в полном их развитии». Это незаурядный человек, которого принадлежность к высшему кругу дворянского общества оторвала от народа и в целом — от жизни. Бесцельная и бессмыслен­ная жизнь дворянства не могла удовлетворить ищущую, деятельную натуру героя. Романтик по характеру и поведению, человек выдающегося ума и сильной воли, в душе которого живут са­мые высокие стремления к общественной дея­тельности и самые пылкие желания, Печорин возвышается над людьми

своей среды разносто­ронним образованием, широкой осведомленнос­тью в литературе, науках, философии. Самым большим недостатком своего поколения, своей среды он считает неспособность «к великим жер­твам для блага человечества». Ненавидя и пре­зирая аристократов, сочувствуя униженным и угнетенным, герой всей своей душой тянется к людям демократических взглядов. Однако его благие стремления не получают должного разви­тия, так как, воспитанный в дворянской среде, он впитал в себя многие черты этого общества. Духовная пустота высшего света исказила и за­глушила высокие душевные порывы Печорина, лишила его добрых целей, изуродовала его нрав­ственный облик, превратила в холодного, жесто­кого эгоиста, снизила его жизненную активность. Это яркий «пример того, какими становятся луч­шие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга», — отмечал Н. Г. Чернышевский.

Разуверившись во всем, разъедаемый мрачны­ми сомнениями и противоречиями, герой Лер­монтова, как и множество молодых людей того времени, тянется к осмысленной, активной дея­тельности. Но жизненные условия, обстоятель­ства окружающей действительности делают его поиски безрезультатными. Не зная, куда идти, к чему стремиться, на что потратить свои силы, герой растрачивает себя, свою душу на мелкие страсти и ничтожные дела. Ради собственной при­хоти Печорин погубил горянку Бэлу, вырвав ее из родной ей среды и увезя с собой. Когда его азарт и чувства остыли, он стал относиться к де­вушке холодно и безучастно, чем больно ранил ее душу и заставил жестоко страдать. К тому же для Бэлы, воспитанной в строгости нравов и тра­диций, уже не было пути назад. Герой также сильно и незаслуженно обидел Максима Макси­мыча, который отнесся к нему с открытой душой, многое прощал ему. А ведь единственное, чего старый офицер ждал в ответ на свою дружбу, — это простое человеческое внимание, теплое, ду­шевное отношение. Но Печорин оказался неспо­собным даже на такую мелочь, потому что его мысли заняты были только собственными эгоис­тичными стремлениями. Из-за пустого любопыт­ства он разрушил жизнь «честных контрабанди­стов»; руководствуясь исключительно собствен­ными мелкими интересами, нарушил семейный покой Веры; грубо оскорбил любовь и достоин­ство княжны Мери. Таким образом, Печорин стремился к деятельности, но не понимал — к какой. Из-за этого совершил множество не про­сто необдуманных, но и жестоких поступков, приведших к настоящим трагедиям в жизни ок­ружающих его людей. Но это была также и его трагедия. Ведь, играя судьбами других людей, он не испытывает ни радости, ни счастья, ни удов­летворения. Потому и продолжает совершать все больше и больше ошибок. Всюду, где появляется Печорин, он приносит только горе и сам в глуби­не души страдает от этого: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».

Печорин полон желания действовать и бороть­ся, но на самом деле он просто нравственно еще не готов к этому. Его характер, условия воспита­ния не позволяют ему подняться против действи­тельности, против веками сложившихся устоев. Неумение же сблизиться с людьми других кру­гов общества приводит его к одиночеству, порож­дает в нем и эгоизм. Герой Лермонтова даже не осознает до конца смысла своей борьбы — и по­тому борется всего лишь с отдельными лицами, которые встречаются на его пути. Но эта борьба не имеет целей и перспектив. Печорин осознает свою слабость и «со строгостью судьи и гражда­нина» оценивает собственные поступки, прихо­дя к неутешительным выводам: «В этой напрас­ной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».

Одна из основных черт лермонтовского героя — противоречивость: у него разлад между чув­ством и мыслью, между мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записы­вает он в своем дневнике. Он признается, что в нем живут два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. И при­говор этого судьи оказывается жестоким, но, как убеждаемся мы впоследствии, справедливым.

«Зачем я жил? для какой цели я родился? — спрашивает себя герой. — А верно, она существо­вала, и, верно, было назначенье мне высокое, по­тому что я чувствую в душе моей силы необъят­ные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как же­лезо, но утратил навеки пыл благородных стрем­лений, лучший цвет жизни…» Презирая своих современников за мелочность их существования, Печорин приходит к пониманию того, что он и сам не соответствует высокой цели служения об­ществу. Подводя итог своей жизни, он видит, что прошла она так же бесцельно и бессмысленно, как жизнь его сверстников: «Моя бесцветная мо­лодость протекала в борьбе с собой и светом, луч­шие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Печорин полностью ощутил и понял, что в ус­ловиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Поиски героем смысла жизни и воз­можностей реализовать себя в обществе привели его к трагическим выводам: рождение — несчас­тье, и смерть неизбежна. К сожалению, это был вывод, к которому в конце долгого и противоре­чивого пути приходили многие современники писателя.

Глубоко и всесторонне раскрыв душевный мир своего героя, его психологию, обусловлен­ную временем и средой, М. Ю. Лермонтов расска­зал нам великолепную и печальную «историю души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что роман «Герой нашего времени» — это прав­дивое произведение, в котором нашли отражение общественные проблемы, волновавшие передо­вых мыслящих современников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше ска­жет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…»

Глоссарий:

— сочинение на тему образ печорина в романе герой нашего времени

— сочинение на тему герой нашего времени образ печорина

— сочинение на тему образ печорина

— сочинение образ печорина в романе герой нашего времени

— сочинение на тему герои нашего времени образ печорина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема ложных ценностей вывод.
Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Categories: Сочинения по литературе