Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”


Перед тем как приступить к написанию романа “Война и мир”, Л. Толстой изучил множество истори­ческих трудов российских и иностранных ученых, под­линных документов. Он говорил, что есть существен­ная разница между тем, как используют исторический материал ученый и художник. Л. Толстой утверждал, что искусство может свободно проникать в самые отда­ленные эпохи и передавать главную сущность прошед­ших событий и людей, которые в них участвовали. Он считал, что “история-наука” делает упор на частнос­тях и подробностях событий, ограничивается внешним описанием событий, а “история-искусство” охватывает и передает общий ход событий, одновременно прони­кая в глубину их внутреннего смысла и значения.

Мы всегда должны помнить эти замечания Л. Тол­стого при оценке образов исторических лиц и историче­ских событий, описанных в романе “Война и мир”. И в первую очередь это касается образа Наполеона Бона­парта. Многие критики и даже великие писатели (на­пример, А. Чехов и Э. Хемингуэй) выражали свое несо­гласие с образом французского императора, созданным Л. Толстым. Они считали, что великий русский писатель увлекся обличением захватчиков и недооценил полко­водческий гений Наполеона. Но вот известная немецкая писательница А. Зегерс говорила, что образ Наполеона из романа Л. Толстого “Война и мир” помог ей понять сущность идеологии

гитлеризма, основанной на культе силы и прославлении сверхчеловека-завоевателя.

Спор о значении и роли Наполеона для истории Ев­ропы начинается буквально на первых страницах “Вой­ны и мира” и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Ше­рер. Тон разговора задает хозяйка салона Анна Павлов­на Шерер. Фрейлина двора и приближенная императри­цы Марии Федоровны, она как будто выражает при­дворную точку зрения на французского императора и его политику и “подсказывает” своим гостям, что мож­но, а чего не следует говорить о Наполеоне. Так, уже в беседе с первым своим гостем, князем Василием Курагиным, мадам Шерер заявляет: “Нет, я вам вперед гово­рю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), – я вас больше не знаю, вы уж не мой друг…”

Постепенно в салон Шерер прибывают новые гости, и она подбрасывает им ту же тему – обсуждение Напо­леона. Все они должны в полном согласии с мнением Ан­ны Павловны говорить, что Наполеон – Антихрист, вы­скочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского импера­тора. Содействовать утверждению подобного взгляда на Наполеона призваны и специально приглашенные гос­ти – виконт Мортемар и аббат Морио. И все идет своим чередом, по заранее определенному сценарию.

Но лишь до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцо­га Энгиенского была государственная необходимость и что “Наполеон не побоялся принять на себя одного от­ветственность в этом поступке”. Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон – великий человек, сумевший подняться над революцией”. Он “подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати”. Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчерки­вает их значение для прав человека, эманципации от предрассудков, равенства граждан.

Со всех сторон на Пьера посыпались упреки, обви­нения в якобизме. Все это привело Пьера в замеша­тельство и поставило в тупик. На помощь ему прихо­дит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера, пы­тается примирить стороны и как бы подводит итог салонному спору: “Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале…, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать”.

Так говорят и думают герои романа “Война и мир”. Но для самого Л. Толстого в Наполеоне не было ничего привлекательного. Великий русский писатель считал французского императора и полководца человеком с помраченными умом и совестью. По мнению Л. Толсто­го, это и явилось причиной того, что все поступки На­полеона “были слишком противоположны правде и до­бру”. Поэтому и во многих сценах романа перед нами возникает не образ государственного деятеля, умею­щего читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер. Так, например, в сцене приема русского посланника Наполеон “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тот­час же стал смотреть мимо него”. Л. Толстой говорит, что Наполеона “не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в ми­ре, как ему казалось, зависело только от его воли”.

Подобное поведение Наполеона и его манеру “смот­реть мимо” людей мы видим и в других сценах романа. Например, в эпизоде с польскими уланами: чтобы уго­дить французскому императору, они бросаются в реку Вилию, начинают тонуть, а Наполеон даже не смотрит в их сторону. Или описания его полного равнодушия к убитым, раненым и умирающим во время объезда Аустерлицкого поля после битвы.

С особенной силой и предельной откровенностью Л. Толстой обличает Наполеона в эпизоде, когда фран­цузский император с самодовольным видом, находясь на Поклонной горе, любуется панорамой Москвы и думает: “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей ру­ки, и погибла эта древняя столица…” Он ждет боярскую депутацию с ключами от города, но в результате оказы­вается в жалком и смешном положении. Наполеон и по­мыслить не мог в ту минуту, что это есть конец и его по­литической, и его военной карьеры завоевателя.

В романе Л. Толстого “Война и мир” Наполеон раз­венчивается как завоеватель. Великий русский писатель показывает неизбежность краха притязаний Наполеона на создание всемирной империи под его верховной влас­тью. Тем самым он развенчивает культ любой сильной личности, культ “сверхчеловека”. Эта тенденция пере­росла в болезнь, которая в 20 веке вызвала настоящую мировую эпидемию, мутируя в различные “измы”.

Глоссарий:

– образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир сочинение

– образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир

– образ наполеона в романе война и мир

– сочинение Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и Мир

– образ наполеона и тема бонапартизма в романе



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 1.00 из 5)
Loading...

Сочинение на тему печорин и его окружение.

Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Categories: Сочинения по литературе