Сочинение на тему: Прием контраста в поэме А. А. Блока “Двенадцать”





Одно из самых известных произведений А. Блока – поэма “Двенадцать” – посвящено поэтическому осмыс­лению революционных событий.

Прием контраста – излюбленный прием Блока. Во мно­гих его произведениях прекрасное вырисовано на фоне уродливого, утонченное соседствует с грубым, мистика с обыденной реальностью. Не изменил себе поэт и в своей непростой поэме.

Контраст в поэме “Двенадцать” начинается с “цвето­вого решения”: все произведение, говоря языком живо­писи, выдержано в трех контрастных цветах – черном, белом и красном. Первые же слова поэмы создают этот цветовой фон: “Черный вечер. Белый снег”. И на этом фоне

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

“Вся власть Учредительному Собранию!” –

Очевидно, традиционного красного цвета. И дальше по тек­сту цветов не прибавляется до самого финала. Мы видим лишь черное небо, черные стволы винтовок, красные флаги и красную Катькину кровь на белом снегу. Да еще крас­ный огонь “мирового пожара”, что собираются “раздуть” революционеры. Жесткость и резкость нарисованной этими цветами картины событий тем более бросается в глаза, что такая палитра совершенно не характерна для Блока – любителя смутных полутонов.

Контрастируют между собой и персонажи. Поместив “барыню в каракуле” рядом с бродягой и нищей



старуш­кой в одной строфе, Блок напомнил о пропасти, разделя­ющей их в социуме.

Контрастирует лихой частушечный ритм отрывка:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

С его мрачным содержанием. Тут же и “горе-горькое, сладкое житье”, и “рваное пальтишко” с “австрийским ружьем”, дополняющие контрастную картину революци­онной жизни.

Контраст составляют также настроение и реплики са­мих Двенадцати и второстепенных персонажей. Реши­тельные* нарочито громкие, ступающие к одной им ве­домой цели ровным, “державным” шагом, двенадцать патрульных проходят мимо растерянной старушки кото­рая “как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб”, воскликнув, что “большевики загонят в гроб”; мимо ба­рыни в каракуле, которая жалуется другой: “Уж мы пла­кали-плакали…” – и неуклюже падает; мимо “буржуя”, согнувшегося безмолвным вопросительным знаком; мимо писателя, говорящего вполголоса: “Предатели! Погибла Россия!”. О чем “убивается, плачет” старушка? А барыня о ком плакала? О чем молчцт “буржуй”? И кого называ­ет предателями писатель? Уж не о том ли они скорбят, к чему так уверенно прокладывают путь Двенадцать с бодрым кличем “Вперед, рабочий народ!”?

Только этот клич эхом отдается в пустынных улицах, и одно эхо ему вторит. Потому что “Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина”, город замер, вместо того, чтобы приветствовать рабочий народ.

Но самый разительный прием контраста – в самом названии поэмы, заставляющем читателя вспомнить о двенадцати библейских апостолах и сравнить их челове­колюбие, духовность и самоотверженность с жестокостью, грубостью и беззаконием новых апостолов. Контраст до­стигает кульминации в загадочном финале поэмы, когда сквозь бурю и размеренный, тяжелый “революцьонный” шаг “нежной поступью надвьюжной” проходит “в белом венчике из роз” Иисус Христос. И чувствуется, что эта легкая поступь победит, переживет какой угодно топот сапог, и этот венчик из роз не сомнет сталь винтовок, не тронет мороз.

С помощью приема контраста Блок подчеркнул проти­воречивые настроения в обществе того времени, полярное восприятие революционных событий разными людьми.





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Крылов сочинения.

Сочинение на тему: Прием контраста в поэме А. А. Блока “Двенадцать”

Categories: Сочинения на определенные темы