Сочинение на тему: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА В РОССИИ XVIII ВЕКА

Понятие “ода” вошло в употребление еще в античные времена, когда этим термином обозна­чалась лирическая хоровая песня торжественно­го, приподнятого, морализаторского характера. В эпоху Возрождения и барокко термин “ода” вошел в употребление для обозначения возвы­шенной лирики, ориентирующейся на античные образы. В эпоху классицизма она стала ведущим жанром высокой лирики многих стран. Появи­лось разделение оды на духовную, нравоучитель­ную, любовную и торжественную. Последняя получила особенно широкое развитие в России в XVIII веке.

В русскую поэзию ода впервые вошла с поэзи­ей В. К. Тредиаковского. В первой его “Оде тор­жественной о сдаче города Гданска” воспевается русское воинство и императрица Анна Иоаннов­на. В другом стихотворении, “Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу”, впервые звучит торжественное восхваление Се­верной столицы России.

Главную роль в русской торжественной оде XVIII века приобретает ритм, который, по словам Тредиаковского, есть “душа и жизнь” всего сти­хосложения.

Поэта не удовлетворяли существующие в те времена силлабические вирши. Он чувствовал, что особую ритмичность и музыкальность стиху способны придать лишь правильное чередование ударных и безударных слогов, которое он подме­тил в русских народных песнях. Поэтому даль­нейшее реформирование русского

стихосложе­ния он проводил на основе народного стиха. Та­ким образом, при создании нового жанра поэт руководствовался традициями античности, уже вошедшим в употребление во многих европей­ских странах жанром оды и русскими народны­ми традициями. “Я французской версификации должен мешком, а старинной российской поэзии всеми тысячью рублями”, — говорил он.

Жанр оды, введенный Тредиаковским, вско­ре приобрел много сторонников среди русских поэтов. В их числе были такие выдающиеся дея­тели литературы, как М. В. Ломоносов, В. П. Пет­ров, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Дер­жавин, А. Н. Радищев, К. Ф. Рылеев и др. При этом в российской оде шла постоянная борьба между двумя литературными тенденциями: близкой традициям барокко, “восторженной” оды Ломоносова и “рационалистической”, при­держивающейся принципа “естественности” оды Сумарокова или Хераскова. При всех своих рас­хождениях сторонники обоих направлений оста­вались едиными в одном: все русские поэты, со­здавая произведения в жанре оды, придержива­лись традиций гражданственности, патриотизма (оды “Вольность” Радищева, “Гражданское му­жество” Рылеева и др.). Лучшие русские оды ове­яны могучим духом свободолюбия, проникнуты любовью к родной земле, к родному народу, ды­шат невероятной жаждой жизни. Русские поэты XVIII века стремились различными способами и средствами художественного слова бороться про­тив устаревших форм средневековья. Все они ра­товали за дальнейшее развитие культуры, науки, литературы, верили в то, что прогрессивное ис­торическое развитие может быть осуществлено только в результате просветительской деятельно­сти царя, облеченного самодержавной властью и потому способного провести необходимые преоб­разования. Эта вера находила свое художествен­ное воплощение в таких произведениях, как “Стихи похвальные России” Тредиаковского, “Ода на день восшествия на всероссийский пре­стол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года” Ломоносова и многих других.

Торжественная ода стала тем новым жанром, которого долго искали передовые деятели рус­ской литературы XVIII века, жанром, который позволил воплотить в стихах огромное патриоти­ческое и общественное содержание. Писатели и поэты XVIII века искали новые художественные формы, средства, приемы, с помощью которых их произведения могли бы служить “пользе обще­ства”. Государственные потребности, долг перед отечеством должны были, по их мнению, преоб­ладать над частными, личными чувствами и ин­тересами. В этом отношении совершеннейшими, классическими образцами прекрасного они счи­тали замечательные создания античного искус­ства, прославлявшие красоту, силу и доблесть человека. Но российская ода постепенно отходит

от античных традиций, приобретает самостоя­тельное звучание, воспевая, в первую очередь, свое государство и его героев. В “Разговоре с Анакреоном” Ломоносов говорит:

Мне струны поневоле Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Начатое Тредиаковским реформирование рус­ского стихосложения довел до конца гениальный русский ученый и поэт М. В. Ломоносов. Смелый новатор распространил тонический принцип сво­его предшественника на все виды русского сти­ха, создав, таким образом, новую систему стихо­сложения, которую мы называем силлабо-тони­ческой. При этом выше всех стихотворных раз­меров Ломоносов ставил ямб, считая его самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.

Именно ямбом была написана в 1739 году хва­лебная ода, воспевающая взятие русской армией турецкой крепости Хотин. Кроме того, распреде­лив весь словарный состав “славяно-российского языка” ho трем группам — “штилям”, М. В. Ло­моносов прикрепил к каждому “штилю” те или иные литературные жанры.

Жанр оды был отнесен им к “высокому шти­лю”, благодаря своей торжественности, припод­нятости резко выделяющемуся из простой, обык­новенной речи. В этом жанре допускались к упот­реблению церковнославянские и устаревшие сло­ва, но только те из них, которые были “россия­нам вразумительны”. Эти слова усиливали тор­жественное звучание таких произведений. При­мером может служить “Ода на день восше­ствия…”:

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас.

О, коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!

“Высокие” жанры и “высокий штиль”, госу­дарственные и героико-патриотические темы преобладали в творчестве Ломоносова, так как он считал, что высшая радость писателя — трудить­ся “для пользы общества”.

Героика времени, блестящие победы русско­го народа и, соответственно, “высокий” жанр тор­жественной оды нашли отражение и в поэзии Г. Р. Державина, который более всего в человеке ценил “великость” духа, величие его граждан­ского и патриотического подвига. В таких своих победных одах, как “На взятие Измаила”, “На победы в Италии”, “На переход Альпийских гор”, писатель дает ярчайшие образцы грандиоз­ной батальной лирики, прославляя в них не толь­ко замечательных полководцев — Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат — “в све­те первых бойцов”. Продолжая и развивая геро­ические мотивы стихов Ломоносова, он в то же время живо воссоздает частную жизнь народа, рисует сверкающие всеми красками картины природы.

Общественные процессы в России XVIII века оказывали существенное влияние на литературу, в том числе и на поэзию. Особенно значительные изменения произошли после восстания Пугаче­ва, направленного против самодержавного строя и класса дворян-помещиков. Поэты активно под­хватили революционную волну, воссоздавая яр­кие социальные и общественные события в сво­ем творчестве. И жанр оды как нельзя лучше от­ражал настроения, господствовавшие в среде пе­редовых деятелей искусства. Именно в этот мо­мент появляются такие выдающиеся произведе­ния, как “Ода на рабство” Капниста, ода “Воль­ность” Радищева. Последний, широко используя распространенный жанр хвалебной оды, вклады­вает в него прямо противоположное содержание. Русские поэты XVIII века восхваляли монархов, Радищев же, к примеру, в оде “Вольность”, на­оборот, воспевает тираноборцев, свободный при­зывный голос которых приводит в ужас тех, кто сидит на троне:

Мне слышится уж глас природы,

Начальный глас, глас божества,

Трясутся вечна мрака своды,

Се миг рожденья вещества.

Се медленно и в стройном чине Грядет зиждитель во едине —

Рек — яркий свет пустил свой луч,

И, ложный плена скиптр поправши,

Сгущенную тьму разогнавши,

Блестящий день родил из туч.

Торжественная ода в России XVIII века стала основным литературным жанром, способным выразить настроения и душевные порывы наро­да. Менялся мир, менялась общественно-полити­ческая система, а громкий, торжественный, зо­вущий вперед голос русской поэзии неизменно звучал в умах и сердцах всех русских людей.

Внося прогрессивные просветительские идеи в сознание народа, зажигая людей высокими гражданско-патриотическими чувствами, рус­ская ода все более сближалась с жизнью. Она, как и настоящая жизнь, ни минуты не стояла на мес­те, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь. Не случайно под влиянием русских поэтов-одописцев наша страна рождала все больше выдаю­щихся литературных имен, таких как К. Н. Ба­тюшков, В. А. Жуковский или А. С. Пушкин.

Глоссарий:

– ода торжественная о сдаче города гданска анализ

– ода торжественная о сдаче города гданска тема проблема идея

– ода о сдачи города гданска анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Характеристика героини джейн эйр.
Сочинение на тему: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА В РОССИИ XVIII ВЕКА

Categories: Сочинения по литературе