Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ РАЗУМА И ТВОРЧЕСТВА В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»

Творчество И. В. Гете открывает собой новую страницу в истории мировой классической лите­ратуры. В его произведениях отразились нрав­ственные искания целой эпохи. Эти произведе­ния овеяны идеями борьбы с предрассудками, с варварством и тиранией, наполнены сомнения­ми, отрицанием и глубокой верой в торжество человеческого разума и творческой мысли.

Главной целью его героев, как и целью самого писателя, было не только познание окружающе­го мира, но и поиски путей воздействия на него. «Я охотно вникаю в жизнь и культуру инозем­ных народов»,

— писал Гете, сознавая, что для того, чтобы воздействовать на окружающий мир, необходимо знать, как он устроен, видеть и раз­личать все его грани.

В своих произведениях поэт бросал смелый вызов миру насилия и несправедливости, невеже­ства и бездеятельности, низкой культуры и ме­лочных интересов.

Одним из величайших произведений выдаю­щегося немецкого писателя стала философская драма «Фауст», в которой автор показывает всю глубину столкновения идей, мнений, принципов, раскрывает сущность противоречий между доб­ром и злом, между разумом и невежеством, твор­чеством и духовной пустотой. Легенда о

Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру писателя в человека, в силу и ве­личие его мысли.

Поэт всегда был уверен в высоком предназна­чении человеческой жизни. Он искренне считал, что

…чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна.

На протяжении всего произведения автор ут­верждает стремление человека к познанию мира, его тягу к знаниям, к наукам. Причем истинную науку, позволяющую человечеству развиваться, двигаться вперед, он противопоставляет мертвой науке, носителем которой выступает Вагнер.

Главным героем произведения, олицетворяю­щим собой силу человеческого разума, величие идей, стремление к познанию истины, является доктор Фауст. Он мечтает познать жизнь во всей ее красоте и многообразии и для этого готов стре­миться вперед, узнавая все больше и больше об окружающем мире. И руководит им в этом пути, «подталкивает» его к движению и поиску Мефи­стофель, олицетворяющий собой злое начало, дух сомнения, отрицания, скептицизма. Сомневаясь в высоком предназначении человека, стремясь показать низменность и ничтожность его души, Мефистофель лишь разжигает в герое огонь стремления к истине. Ведь только через сомне­ния и преодоление противоречий можно открыть для себя правду.

В душе Фауста постоянно происходит столк­новение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка.

Путь героя к истине, к живому знанию ока­зывается сложным. Перед ним постоянно возни­кают преграды. Мефистофель все время старает­ся сбить Фауста с намеченного пути, прельстить его сомнительными удовольствиями и мелкими радостями.

Но ради высокой цели, ради овладения истин­ным знанием герой Гете готов преодолевать лю­бые препятствия, соблазны и сомнения.

Однако Фаустом движет не только стремление к изучению уже существующих наук. Он ничего не согласен принимать на веру.

В этом проявляется творческий склад ума и критическое отношение к непреложным фактам и истинам. Стремясь донести полученные им зна­ния до людей, Фауст хочет перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но им овладевают сомнения, он видит в великой книге противоречие своим убеж­дениям, полученным в результате жизненного опыта и изучения окружающего мира, его зако­номерностей, развития, истории. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорится в Библии. Но герой Гете возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». «Деяние — начало бытия», — утверждает Фауст и вносит свои изменения в ве­ками существующий документ. В этом — весь смысл образа Фауста, которому, по словам Н. Г. Чернышевского, «…нужна истина более глубокая, жизнь более полная». А полнота жиз­ни достигается только движением вперед, дея­тельностью.

Фауст дает клятву никогда не поддаваться со­блазну покоя и довольства:

Когда на ложе сна, в довольстве и покое,

Я упаду, тогда настал мой срок!

Когда ты льстить мне лживо станешь И буду я собой доволен сам,

Восторгом чувственным когда меня обманешь, Тогда — конец!

Возвеличивая в своем произведении тягу че­ловека к творчеству, автор стремится показать это явление со всех сторон, раскрыть его проти­воречия.

Настоящему полету мысли он противопостав­ляет бессмысленное творчество, создание вещей, не отвечающих насущным, истинным потребно­стям человечества, не несущих в себе никакой смысловой нагрузки. Процесс современного ос­воения мира, новые открытия и достижения поэт рисует, широко используя культуру и образы прошлого.

Так, образ Матерей является у него связую­щим звеном между различными историческими эпохами, различными этапами в судьбе героя. Образ Гомункулуса символизирует неполноцен­ность теоретической мысли, оторванной от объек­тивного хода истории. Образ Эвфориона отража­ет нежизнеспособность творчества, когда оно по­лагается лишь на самое себя.

Таким образом, Гете переосмыслил и обогатил содержание древней легенды, наполнив ее совер­шенно новым значением, новым идейным звуча­нием.

Вместо легендарной фигуры ученого и черно­книжника доктора Фауста, которому приписы­вались многочисленные невероятные чудеса, тво­римые с помощью дьявола, писатель создал об­раз, современного ему мыслителя, обладающего критическим умом, стремлением к обогащению своего разума и духовного мира, к постижению истины, к всестороннему познанию окружающе­го мира.

При этом он также берет в свои союзники тем­ные силы, которые, однако, наделяются автором совершенно новым смыслом и новым звучанием. Они становятся проводниками героя на пути по­знания. Они, с помощью циничных замечаний и скептических утверждений, побуждают Фауста к более широкому и глубокому изучению дей­ствительности. Играя на чувствах и страстях ге­роя, они открывают ему путь к самосовершен­ствованию.

Образ Фауста, созданный Гете, вошел в миро­вую культуру как один из «вечных образов». В этом образе отразилось стремление самого авто­ра к духовному возрождению, к совершенству разума и души. Этот мотив прослеживается в его жизнеутверждающем воспоминании о юности, о ранних творческих поисках, о первой любви и дружбе.

Своим произведением поэт надеялся пробу­дить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного муже­ства, достоинства, силы духа и жажды деятель­ности, убедить в необходимости, в ценности ис­тинного знания, в значении созидательного тру­да и творчества для полноценного, всесторонне­го развития личности.

Не случайно Шеллинг, говоря о драме Гете «Фауст», утверждал: «Блестящий ум, соединя­ющий глубокомыслие философа с силой незау­рядного поэта, дал нам в этой поэме свежий ис­точник знания, достаточный сам по себе, чтобы омолодить науку нашего времени, вдохнуть в нее свежесть новой жизни…»

Глоссарий:

— сочинение на тему образ фауста

— сочинение на тему разум и чувства

— разум и чувства в фаусте

— сочинения нп тему перед человеом к разуму три пути

— сочинение рассуждение 300 слов на тему что должно быть сильнее в человеке разум или чувства?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Нравственный выбор сочинение 15.3.
Сочинение на тему: УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕЛИЧИЯ РАЗУМА И ТВОРЧЕСТВА В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»

Categories: Сочинения по литературе