В середине 70-х годов — литература о войне вышла на новый этап своего развития. Военные события стали все чаще осмысливаться как одно из звеньев в общей исторической цепи,а военные коллизии служили толчком к размышлению над проблемами бытия, давали возможность заострить важнейшие для жизни современного человека вопросы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора. Таким образом, военная проза, как и вся литература, подошла к новому уровню философского осмысления жизни.
Отмеченную тенденцию можно увидеть
на примере творчества В. Быкова.В 60-е — 80-е годы появился ряд повестей писателя («Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться», «Круглянский мост»), в которых раскрылась особенность художника: он исследует не батальную сторону войны, а возможности духачеловека на войне. Для его произведения характерны пограничные ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти, на пределе своих сил и возможностей, поставлен перед необходимостью выбора. Причем, чаше всего В. Быков показывает обыкновенного, ничем внешне не выделяющегося человека, который оказывается один на один
с обстоятельствами. Углубленный анализ психологии человека в критической ситуации, причины выбора, делающего одного героем, а другого — предателем, интересуют писателя.
Ощущаемая всей литературой потребность целостного взгляда на историю привела В. Быкова к созданию романа «Знак беды»(1986). В произведении соединились две тематические ветви нашей литературы — «военная» и «деревенская», которые, по словам А. Адамовича, «нащупали нерв народной жизни» (см. также романы Ф. Абрамова «Братья и сестры», «Две зимы и три лета»). Обращение к событиям революции и коллективизации позволило понять судьбу Степаниды, стремившейся всегда жить по совести, по справедливости, и, с другой стороны, объяснить причины предательства бывшего «активиста» Колоденка, который хотел только одного: выслужиться.
В повести В. Быкова «Карьер» сюжетное действие также разворачивается в двух временных планах, на этот раз прошлом и нынешнем. Герой повести Агеев раскапывает карьер, на краю которого он был расстрелян фашистами и чудом остался жив, и одновременно с этим идут «раскопки» в его памяти, идет нравственный судгероя над собой. Обратившись к теме подполья, автор использует приемы сюжетного заострения.Агеев загнан в угол: его часть разбита, он ранен и оказался на оккупированной территории, в доме бывшей попадьи Барановской, попал под подозрение и оккупантов, и подпольщиков. В этой ситуации, требующей немедленного действия, герой делает выбор: стремится доказать свою невиновность, но теряет при этом любимую девушку. Выстраданная всем горьким опытом Агеева мысль о ценности человеческой жизни тем более актуальна сегодня, что мы не можем не осознавать реальной опасности уничтожения рода человеческого.
О гуманистическом характере нашей литературы говорят произведения, рассказывающие о судьбе женщины и ребенкана войне. С женщиной и ребенком связана вера в продолжение жизни, в будущее, поэтому трагедия войны особенно ярко обнажается через изображение тех испытаний, которые выпали на их долю.
Глоссарий:
- а зори здесь тихие краткое содержание
- сочинение о войне по литературе
- сочинение по теме меня как человека пишущего о войне
Учитель это сочинение рассуждение 15.3.
Сочинение — Произведения Быкова о войне
- Биография Уильяма Шекспира
- Формирование нового человека в эпоху гражданской войны (по роману «Разгром» Фадеева А. А.)
Categories: Сочинения по литературе