Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения

Роман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета. Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа?

Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным в произведении. Это, по словам писателя, «становление личности в исторической эпохе». Автор писал не просто биографию исторического деятеля, но стремился пока­зать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности Петра, а с другой — каково было воздействие петров­ских преобразований на судьбу

страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; «выявление двигающих сил эпохи» — прежде всего изображение исторической роли на­рода, сложных взаимоотношений Петра и народа; изображение острой борьбы нового со старым.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета. Основой сюжета являются решающие события в жизни страны, движение самой истории. Назовите, какие ис­торические события изображены в каждой книге. Составьте краткий перечень этих событий. Докажите, что сам отбор

со­бытий продиктован основной задачей — показать становление личности в эпохе. Как раскрываются в этих событиях черты ха­рактера Петра?

Перечитайте первую главу романа, которая является экспо­зицией. Что мы узнаем о жизни допетровской России из этих сцен? Какую роль выполняют авторские отступления в первой книге романа (см. начало главы 2; гл. 5, подгл. 12; начало главы 1)1 Почему события описаны глазами ребенка, Саньки Бровки­ной? Как показана в названных сценах необходимость преобра­зования жизни России?

Сравните описание Москвы в начале второй и третьей кни­ги романа. Какую роль играет здесь прием контраста ?

«Человек, — писал А.Н. Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Назовите эпизоды, в ко­торых раскрываются основные конфликты произведения: борьба нового со старым; углубление противоречий между царем и на­родом.

Как показывает Толстой роль народа в осуществлении пет­ровских преобразований? Приведите примеры массовых сцен, проанализируйте их значение в произведении. Покажите мас­терство писателя в передаче полилога и выделении крупным планом отдельных фигур. Проанализируйте финал второй кни­ги романа.

В центре системы образов произведения находится Петр. Ос­тальные персонажи в соответствии с конфликтом произведения делятся на две основные группы, сторонники и противники пет­ровских преобразований. Особенностью романа является то, что по отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения, стремление показать героя в динамике, выявить, как отражаются в нем противоречия времени (см., например, образ Меншикова, се­мьи Бровкиных, с другой стороны, боярина Буйносова).

Таким образом, становление личности Петра и изображение эпохи в ее развитии через борьбу и противоречия определили особенности композиции романа. Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех классов и групп русского общества: крестьян, солдат, стрельцов, ремесленни­ков, дворян, бояр. Россия показана в бурном противоречивом движении, судьба нации раскрывается в переломный истори­ческий момент, выявляется роль народных масс в истории. Все это позволяет говорить о «Петре Первом» как о романе-эпопее.

Глоссарий:

  • как раскрываются в романе петр первый основные темы
  • сочинение раман Петра первого
  • сочинение на тему роман петр 1

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Не раз ты слышала признанье анализ стихотворения.
Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения

Categories: Сочинения по литературе