Рубрика: Сочинения по литературе

Семья в романе Война и Мир

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») Семья — это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой. В романе Л.Н. Толстого «Война […]

Образ Анны Карениной

Позже, в романе «Анна Каренина», Толстой предпримет настоящее художественное исследование женской природы и состояния семьи в современном ему обществе. И выводы, ко­торые сделает писатель из этого исследования, будут далеко не однозначны. Задумав первоначально осудить Анну Каре­нину как грешную женщину, которая ради плотской любви жертвует семьей, ребенком, добрым именем, он затем не­сколько изменит свой замысел и многое простит героине за ее страдания. В конце концов Толстой будет склонен обвинять в трагических […]

Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» Приступая к выполнению задания, уточните значение термина «эмо­ция». Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что «эмоция» определяется с помощью слов «чувство и переживание»: «ду­шевное переживание, волнение», «сильное душевное чувство, пережива­ние». Покажите, что чувства могут иметь положительный и отрицатель­ный эмоциональный тон (радость — печаль), особую группу образуют высшие чувства — нравственные, эстетические, интеллектуальные. Подчеркните, что лирика А. Фета — прежде […]

Развитие культуры в российской эмиграции в XX в

Развитие культуры в российской эмиграции в XX в. В истории России XIX — начала XXI в. выделяется четыре волны рос­сийской эмиграции за рубеж (не считая дореволюционной волны сере­дины XIX в. — 1917 г.): первая — связанная с революцией 1917 г. и Гражданской войной (1914 — 1930-х гг.); вторая — связанная с Великой Отечественной войной; третья — после «оттепели» (середина 1960-х — середина 1980-х гг.); четвертая — после распада Советского Союза […]

Литературные статьи Гончарова

Критический этюд «Мильон терзаний» И.А. Гончарова посвящен комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Какие еще литературно-критические статьи писателя известны? Свой глубокий интерес к драматургии Гончаров проявил и в статье «Опять „Гамлет» на русской сцене», опубликованной уже после смерти писателя. Для него появление пьес Шекспира на под­мостках театра являлось лучшим праздником. Таким радостным событием стала и постановка «Гамлета». Гончаров в еще большей мере, чем в предыдущей статье, останавливается на сценической трактовке […]

Роль снов в романе «Преступление и наказание»

Роль снов в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», И. А. Гончаров в «Обломове». Роман Достоевского — социально-философское произведение. Это блистательный полифонический роман, где автор показал, как сливается теория и реальность, образуя единство, как прекрасно сосуществуют различные типы сознания, рождая многоголосие. Глубочайший психологизм Достоевского в «Преступлении […]

Какие существуют литературные жанры?

Литературные жанры — это более мелкие группы произ­ведений внутри литературных родов. Произведения, принад­лежащие к одному жанру, имеют некоторые общие признаки. В эпосе различают жанры романа, рассказа, эпопеи, очерка и др. Роман — это произведение большого объема, зачастую способное давать широкую картину общественной жизни. Основной проблемой романа является проблема личyости, становления и развития ее характера, В русской литературе выдающиеся образцы романов дали Пушкин, Лермон­тов, Тургенев, Толстой, Достоевский. Рассказ — небольшое по объему […]

Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания Астафьева

Докажите, что трагическое является одной из граней художествен­ного сознания В. П. Астафьева. Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существен­ные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой. Далее докажите, что трагическое — одно из свойств художественно­го мышления В. П. Астафьева, оно обусловливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную ос­нову, структурировать пространственно-временную организацию. Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева […]

Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиг­рации», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. «Что такое русская литература XX века, на это не может в от­дельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы критик-эмигрант В. Вейдле. Согласны ли вы с этой точкой зрения? До­кажите свою мысль на примере […]

Важнейшие направления развития дореволюци­онного творчества Маяковского

Важнейшие направления развития дореволюци­онного творчества В. Маяковского. В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие со­держание и стилистические особенности его лирики и поэм. Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая рас­права с культурным наследием рассчитана на скандал, выведение читателя из равновесия. «Старью» Маяковский стремится противопоставить собственные стихи. […]