Рубрика: Сочинения по литературе

Ответы на вопросы — Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу не только как писатель-сатирик, но и как автор эстетико-тео­ретических работ. Какие из этих работ наиболее значимы, чему они посвящены? Как эстетические взгляды писателя отраз­ились в его собственном творчестве? В довольно обширном эстетико-теоретическом наследии писа­теля важное место занимают статьи, посвященные роли литерату­ры в нравственно-эстетическом воспитании, положению писателя в обществе. К деятелям литературы Щедрин предъявлял самые вы­сокие требования. В 1868 г. была написана статья «Литературное положение», […]

Отличия российской истории от европейской

Некоторые отличия российской истории от европейской Обозначенные выше особые факторы, влиявшие на развитие россий­ского государства и общества, привели к возникновению нескольких важных отличий российского исторического пути от путей стран Запад­ной Европы. Наиболее существенные из этих отличий сводятся к сле­дующему: отставание от ритмов европейской истории; длительное существование самодержавия и крепостничества, главен­ствующая роль государства в истории страны (начиная с XV-XVIIвв.): государство в лице монарха было верховным собственником земли, главным эксплуататором всех категорий […]

Какова судьба романа Толстого «Анна Каренина» в искусстве?

Какова судьба романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в искусстве? Может быть, ни одно произведение Л.Н. Толстого не вы­зывало такого живого отклика в искусстве, как роман «Анна Каренина». Событием стала постановка «Анны Карениной» на сцене МХАТа в 1937 г., осуществленная В.И. Немировичем- Данченко и В.Г. Сахновский. Главные роли исполняли: Анна Каренина — А.А. Тарасова, Каренин — Н.Н. Хмелев, Вронский — М.И. Прудкин. Для инсценировки театр избрал ту сюжетную линию романа, которая […]

СЛУГА ДВУХ ГОСПОД Гоголя

СЛУГА ДВУХ ГОСПОД У Николая Васильевича Гоголя есть один и тот же худо­жественный прием: взять да и поместить своего, вполне себе обычного, героя в крайне необычные, можно даже сказать, мистические, обстоятельства. То усопшая панночка в гробу начнет летать вокруг очумевшего семинариста, то мертвый чиновник отнимает шубы у высокопоставленных граждан, то нос майора Ко­валева, сепарировавшись от остальной физиономии, вы­ходит из дому и отправляется в присутствие… Гоголевская мистика, нереальная реальность, такая обыкновенная […]

Рифма и разбивка на строки у Маяковского

Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, — разбив строку на подстрочия и расположив их «лесенкой». Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в про­изведение, и «вбить ритм безошибочно» (статья «Как делать стихи?»). При делении на полустрочия четче выделяются наибо­лее важные для понимания произведения слова, а паузы в кон­це каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм. […]

План сочинения — Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное про­изведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно поэтому «Мертвые души» нельзя назвать рома­ном или повестью. Хотя через все произведение проходит Чи­чиков как […]

Как понимает поэзию Мартынов

Часто в размышлениях современных поэтов о поэзии звучат признания в трудности поэтического труда, размышления о не­преходящей силе подлинного искусства, о магии слова. Много стихотворений на эту тему написано, например, одним из инте­реснейших поэтов современности Мартыновым, Размышляя о судьбах Овидия, Маяковского, А, Рембо, Есенина и многих других поэтов, он постоянно приходит к выводу, что подлинная поэзия пробивается сквозь века, несмотря ни на что: «Забыто множество поэтов. / Но не забыт Овидий, […]

Каковы источники имени главного героя поэмы «Василий Теркин»?

Каковы источники имени главного героя поэмы «Василий Теркин»? Когда редакция газеты «На страже Родины» решила создать фе­льетонный персонаж, подвиги которого должны развлекать солдат в часы отдыха, было ясно, что имя героя должно быть «значимым, с озорным, сатирическим оттенком». Фамилия главного героя го­ворящая: Теркин, т.е. «тертый», бывалый (например, есть народное выражение «тертый калач»), «…мой Теркин, Жизнью тертый чело­век», — читаем в поэме. Также фамилия ассоциируется с глаголами «тереть», «перетирать». Сам герой […]

В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери?

В чем специфика актуализированной в стихотворении А.Т. Твардов­ского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери яв­ляется одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как проявление «вечной темы», повторяющейся в различных поэтических воплощениях русской лирики, и одновременно выступает как индивиду­ально-творческая. Покажите, что тема матери в данном стихотворении соединяется с темой памяти. Это проявляется в том, что образа матери как такового в произведении нет, мать живет только […]

Психологический анализ в литературе — определение

Важнейшим средством создания образа героя является психологический анализ — подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, по­буждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружи­ны его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера. Крупнейшими масте­рами психологического анализа в русской литературе были М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Че­хов. Особая роль в развитии и углублении этого приема при­надлежит Л.Н. […]