Category: Сочинения по литературе

Основной конфликт “Преступления и наказания”

Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт “Преступления и наказания” Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни “маленького человека” крупным планом и с большой долей сострадания. Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского “Бедные люди” видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и […]

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ

“С детства я представляла гражданскую войну как схватку “хороших” красных с “плохими” белыми, – так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. – В той сказке правда все­гда была на стороне красных, и наши непременно побеждали. Я как-то даже не задумывалась о людях по другую сторону бар­рикад. Но ведь они тоже сражались за свою правду. Потеряв все, многие из них даже в эмиграции сохранили в сердце Россию. В последнее время я […]

Постсоветский этап развития отечественной культуры

Постсоветский этап развития отечественной культуры Тенденции развития современной культуры: множественность направлений развития культуры, снижение госу­дарственного контроля за культурой; падение уровня образования и культуры, разрушение материальной базы целого ряда искусств; резкое сокращение государственного финансирования культуры, низкие заработные платы работников учреждений образования, науки и искусства, передача многих культурных ценностей в част­ные руки. В целом это приводит к утрате множества достижений культуры; коммерциализация культуры (науки, образования и искусства), распространение массовой культуры (большей частью […]

Периодизация и основные события первой русской революции 1905 года

Периодизация и основные события революции Восходящая линия: январь 1905 – январь 1906 г. Открытое проти­востояние власти и общества в крайних формах: первый этап: январь – март 1905 г. Начало революции. В начале 1905 г. в Санкт-Петербурге вспыхнула забастовка рабочих на Путиловском заводе. Ее поддержало Общество фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе с Г. А. Гапоном (см. подраздел “Внутренняя политика” раздела “Первая половина царствования Николая II (1894-1905)” этой главы), который пользовался боль­шим […]

Уклад жизни столичного и провинциальною дворянства в романе Пушкина “Евгений Онегин”

Уклад жизни столичного и провинциальною дворянства в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I. Вступление В романе “Евгений Онегин” автора интересуют не толь­ко судьбы главных героев, но и общее состояние русской жиз­ни начала XIX в. Уклад жизни – это нечто устойчивое, складывавшееся в течение многих лет: обычаи, привычки, интересы, нравы и т.п. II. Главная часть Уклад жизни столичного дворянства представлен в ро­мане главным образом в первой главе и отчасти в восьмой. В […]

Как понимает поэзию Анненский?

Однако в русской поэзии рубежа веков сильны и иные, противоположные тенденции. Поэзия все чаще стала пони­маться как мистическая тайна, как “башня из слоновой кости”, все больше и больше внимания уделяется собственно эстети­ческим аспектам поэтического творчества. Так, в мистическом ключе понимает поэзию Анненский: “Над высью пламенной Синая / Любить туман Ее лучей, / Молиться Ей, Ее не зная, / Тем безнадежно горячей”. Анненскому как бы вторит Блок, наследовавший пушкинский мотив божественного, […]

Сочинение по произведениям Алданова

Иная, чем у названных выше писателей, концепция положена в основу исторических романов одного из самых известных в эмиг­рации художников – Марка Алданова. Талантливый исследова­тель – химик и аналитик, знаток права и древней философии, по­лиглот и страстный любитель книги, он создал своеобразную фило­софию случая. “Его тема – ирония судьбы, для него суета сует – лейтмотив всей истории человечества”, – отмечал Г. Струве. Писателю близки слова одного из его героев: “Исторический прогресс […]

Новаторство Грибоедова

В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая “Горе от ума”, придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на “Поэтику” Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный […]

Символический образ театра в романном творчестве Толстого

Символический образ театра в романном творчестве Л. Н. Толстого Изображение театра, описание спектакля, который смотрят герои, рас­сказ об игре актеров, о настроении зрительного зала – явление не редкое в русской классической литературе. Примером тому могут служить произ­ведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова и др. Несмотря на то что сами произведения могут быть далеки от театральной тематики, художники используют театральные эпизоды, чтобы решить ряд важных художественных задач, задач построения мысли и […]

В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими?

В каких произведениях русской классической литературы актуализи­руются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? Прежде чем приступить к формированию концепции вашего ответа, вспомните, что отношение человека Древней Руси к инородцам отечест­венная литература показывает начиная с XII века (“Повесть временных лет”). С появлением “Кавказского пленника” А.С. Пушкина образы ино­родцев прочно вошли в русскую литературу. Обратите внимание на то, что для русских авторов первой половины XIX века Кавказ – прежде […]