Рубрика: Сочинения по литературе

Тенденции социально-экономического развития России в начале 20-го века

8.1.1. Тенденции социально-экономического развития Для России рубежа XIX-XXвв. были характерны следующие тенденции социально-экономического развития: в экономике: мощный промышленный подъем (период с конца XIX в. до на­чала Первой мировой войны называют временем царской ин­дустриализации), поэтому на рубеже веков Россия вступает в стадию аграрно-индустриального общества; Россия вступает в стадию империализма (монополистического капитализма): возникновение монополий в промышленности и финансах и сращивание этих монополий (возникновение фи­нансового капитала), включение России в международный ры­нок (активное проникновение […]

Проблемы в романе «Обломов»

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность «Обломов» — социально-бытовой роман. Бытовой — потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой. Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености […]

Сочинение: Самобытность поэтического творчества Кузнецова

Поэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы — емкость и концентрированность, поэтиче­ские ассоциации — смелость и неожиданность. Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сфе­рам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит «в некотором царстве, за тридевять галактик…», колесо катится по пла­кун-траве и по трын-траве и т. п. Подчас сказочные герои и фольклорные […]

Тема культуры и духовности

О культуре и духовности Темы культуры и духовности в жизни людей связаны самым тесным образом. Культура рождает в человеке чувство благодарности к тем, кто рядом с ним, его современникам и к предшествующим поколениям — людям, создавшим духовные и материальные блага, которые так нужны нам сегодня. Проблему текста можно обозначить так. Человек должен про­анализировать свое отношение к жизни и решить, есть ли в нем чувство благодарности, которое определит и его духовность, […]

Человек и профессия

Человек на своем пути встречает много жизненно важных задач, и одна из них — овладение профессией. Проблема текста может быть сформулирована так. Если про­фессия по сердцу, то тот, кто владеет ею, проживет жизнь счаст­ливо. Он нужен обществу, он востребован, он уважаем. Людям нужны его знания. И, главное, окружающие бывают защищены от многих жизненных неурядиц именно настоящими профес­сионалами. Врач добросовестно лечит больного, учитель дает ученику глубокие знания, капитан ведет судно, минуя […]

Сочинение: Какие качества героя проявляются в комедии Гоголя Ревизор

Перечитайте авторские оценки героя комедии Гоголя «Ревизор» и сцену вранья Хлестакова и скажите, какие качества героя, отмеченные писате­лем, проявляются здесь. Хлестаков артист, поэт того выморочного мира, в котором правит опытный, огрубевший и мрачноватый Сквозник-Дмухановский. Хлестаков готов играть лю­бую роль, навязываемую ему обстоятельствами: реви­зора, любовника, жениха. В сцене вранья он сам рас­ширяет свой репертуар: писатель, приятель Пушкина, главнокомандующий, управляющий департаментами. Искренний и естественный Хлестаков заставляет сме­яться над тем, что могло бы […]

План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова

Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова I. Вступление «Его врагом была пошлость…» (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина — это, в понимании Чехова, от­сутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная де­градация, застой, эгоизм. II. Главная часть 1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, он доволен собой и даже счастлив («Крыжовник», «Ионыч»), О таком «сытом», «ле­нивом» счастье Чехов писал: […]

20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг

Литература и искусство характеризуются следующими моментами. Главная тенденция развития литературы в 1920-х — середине 1930-х гг. — переход от множественности и свободы творчества к гос­подству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность твор­ческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы: сторонники возникшей в 1920-х гг. «пролетарской культуры» (ор­ганизации Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских пи­сателей); остальные, то есть не связанные с […]

Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской пове­сти? Особенности жанра

Почему «Слово о полку Игореве» относится к воинской пове­сти? Особенности жанра. «Слово о полку Игореве» называют воинской повестью по­тому, что действующие лица, русские князья, связывают свою жизнь и главные цели с идеей войны. Войны с внешними недругами при условии мира и согласия друг с другом. Русские в знаменитом сражении готовы поме­риться силами со своими давнишними недругами, половцами, с которыми они вели постоянные войны за первенство на тер­ритории южных земель. Главные […]

Образ Максима Максимыча (Герой нашего времени)

Образ Максима Максимыча Образ Максима Максимыча — образ бывалого офицера, патриархального, добродушного челове­ка, неприхотливого в быту, любящего поговорить. В.Г. Белин­ский считал этого героя «интереснейшим лицом», воплощав­шим тип «старого кавказского служаки, закаленного в опас­ностях, трудах и битвах». Несмотря на простоту, грубоватые манеры, у него, по замечанию критика, «чудесная душа, золо­тое сердце». Он искренне рад этой встрече с новым человеком, приятель­ствовал с Печориным. Вместе с тем в этом отрывке (как и во […]