Category: Сочинения по литературе

Новаторство Грибоедова

В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая “Горе от ума”, придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на “Поэтику” Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный […]

Символический образ театра в романном творчестве Толстого

Символический образ театра в романном творчестве Л. Н. Толстого Изображение театра, описание спектакля, который смотрят герои, рас­сказ об игре актеров, о настроении зрительного зала – явление не редкое в русской классической литературе. Примером тому могут служить произ­ведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова и др. Несмотря на то что сами произведения могут быть далеки от театральной тематики, художники используют театральные эпизоды, чтобы решить ряд важных художественных задач, задач построения мысли и […]

В каких произведениях русской классической литературы актуализируются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими?

В каких произведениях русской классической литературы актуализи­руются образы инородцев и в чем они сопоставимы с лермонтовскими? Прежде чем приступить к формированию концепции вашего ответа, вспомните, что отношение человека Древней Руси к инородцам отечест­венная литература показывает начиная с XII века (“Повесть временных лет”). С появлением “Кавказского пленника” А.С. Пушкина образы ино­родцев прочно вошли в русскую литературу. Обратите внимание на то, что для русских авторов первой половины XIX века Кавказ – прежде […]

О культуре речи

Проблемы культуры речи В повседневной жизни нашу речь засоряют канцелярские штампы. Это устойчивые словосочетания, которые прочно вошли в наше сознание, они у нас “на слуху”, и нам удобно ими пользоваться. Но что мы имеем в результате? Рассмотрим не­сколько проблем, представленных в тексте. Проблема первая. Большое число канцелярских штампов за­соряет язык, делает речь невыразительной, бедной по мысли. Комментируя проблему, можно сказать: людям кажется, что правильность штампов проверена и только с их […]

Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пуш­кина

Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пуш­кина. Приступая к рассмотрению заявленной проблемы, подчеркните, что в православии А. С. Пушкин ищет духовную опору, высшую свобо­ду. К Всевышнему поэт обращается через молитву, желая укрепить свои нравственные силы, обуздать греховные страсти, найти пути покаяния и просветления. Будучи частью христианского мира, земным человеком, герой А. С. Пушкина одержим страстями, пороками, жаждой славы. Вме­сте с тем он жаждет искупления, обретая с ним дар мудрости. […]

Псевдонаучные этимологии. Как меняется язык на самом деле?

Псевдонаучные этимологии. Впрочем, не будем рассуждать о перипетиях, кото­рые сопровождают иноязычные слова в русской речи. Об этом мы уже говорили. Остановимся на других фактах, которые, к сожалению, свидетельствуют о том, что псев­доэтимологии пробираются и в научные работы, а к тому же часто выдаются за научный анализ при аргументации, касающейся вопросов, которые являются скорее идеоло­гическими. Убедительно неубедительное. Исследователь славянской письменности В.А. Чудинов, “читая” древнейшие надписи, которые он обнаруживает не только на […]

Любовь моральная и физическая

Любовь моральная и физическая Мы, родившись в определенной местности, в холодном или жарком климате, привязываемся к родным пределам всей душой. Почему природная среда становится неотъемлемой частью жизни каждого человека? Ответив на этот вопрос, мы обозначим проблему текста. Какова же она? Все мы очень любим жизнь и радуемся тому, что мы есть, что мы ходим по своей земле. У каждого из нас есть отчий дом, малая родина, “начало начал”. Это то […]

Влияние войны на судьбу человека

Размышления о влиянии войны на судьбу человека и страны (по повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”) Над своей повестью, произведением эпического звучания, Виктор Некрасов работал с 1944 по 1946 г. Писатель изображает фронт, тыл, защитников Сталинграда, сам город и великую Волгу как силы, противостоящие врагу, создавшие условия для его гибели. На страницах романа описана “окопная правда” великих и героических событий. Герой повести – лейтенант Керженцев, который прибыл в Сталинград жарким летом […]

“Проект” или “проэкт”?

“Проект” или “проэкт”? Одна из трудностей русского произношения – это про­изношение звука [э] после мягких и твердых согласных, а также после гласных в заимствованных словах. Отчасти это отражается в правописании, в использовании букв э или е. Но стоит помнить, что происходит это крайне непоследова­тельно. Давайте разберемся почему. Буква э в русском языке обозначает только звук [э]. Это характерно как для начальной позиции буквы э (эконо­мить), так и для ее положения […]

Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, чер­ты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “но­вое слово”, сделать “первый шаг”); в) необходимость и оправданность преступления для лю­дей “высшего разряда”, разрешение “крови по совести”): г) “арифметика” […]