Category: Сочинения по литературе

Охарактеризуйте героиню пьесы Островского “Гроза” как трагический персонаж

Охарактеризуйте героиню пьесы Островского “Гроза” как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет простран­ство действия пьесы до общероссийских масштабов: “Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой сельский вид”. Конфликт и расстановка действу­ющих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Мо­сква, куда едет Тихон и откуда приезжает Борис, Си­бирь, куда он собирается, русские просторы, о которых напоминают звучащие […]

В каких лирических произведениях Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными?

В каких лирических произведениях М. Ю. Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными? Прежде чем приступить к формированию концепции сочинения, вспомните, что оппозиция “человек и мир” является главной в лирике М. Ю. Лермонтова, а одиночество – постоянным признаком лирическо­го героя. Проанализируйте стихотворение “Как часто, пестрою толпою окру­жен…”. Покажите, что отношения поэта с миром выявляются в нем че­рез внутренний конфликт героя с социумом. Отметьте, что разрешение этого конфликта возможно либо в […]

План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия – это труд, который “любому труду родствен” (стихотворения “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Поэт рабочий”, […]

План сочинения на тему: “Нравственность есть правда”

“Нравственность есть правда” (В. Шукшин) I. Вступление Проблемы нравственности – это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности. II. Главная часть Нравственный потенциал русской классической литера­туры. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание (Пушкин, Достоевский, Чехов и др.). “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (Л. Толстой). Что такое правда? Это не столько точное воспроизведе­ние факта, сколько правда нравственная: справедливость, […]

Паронимы, или Почти близнецы

Паронимы, или Почти близнецы Пример, который мы рассматривали чуть раньше (она по­кои одела), правомерно отнести к случаю смешения парони­мов – слов, которые сходны по звучанию или написанию, но различаются по смыслу. Глаголы похолодеть и охладеть очень похожи, и именно это стало причиной ошибки. Паронимы никогда не совпадают по звучанию или написанию абсолютно. Когда совпадение имеет место, но слова различаются по смыслу, мы имеем дело либо с многознач­ным словом, либо с […]

План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве Бродского

Трагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональ­ностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенден­ции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отра­жает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом облике. Отсюда изменение авторской интонации, поэтического словаря. Трагизм бытия как такового ярко отразился в книге […]

Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика

Когда мы говорим о социально-диалектном расслое­нии лексики, то исходим из того, что социальная неод­нородность общества также находит отражение в языке. Можно выделить три основные группы лексических еди­ниц явлений, в которых это проявляется: диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Первая категория, диалектизмы, стоит особняком по отношению к двум остальным. Диалектные различия име­ют территориальную природу, а потому диалектизмами на­зывают любые языковые явления, использование которых ограничено определенными регионами. Например, слово бурак (“свекла”) используется только на […]

Образ Обломова

И. А. Гончаров – роман “Обломов”. В этом романе ав­тор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его харак­тера, прежде всего, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в “Сне Обломова”. Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие срод­ни волшебной сказке. В этом месте нет “дремучих лесов”, моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там, “как ро­дительская надежная кровля”, солнце “ярко и жарко светит около полудня и […]

В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей

Подумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”. Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования ге­роев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина – “просвещенный Пис­карь”, считающий, что “надо так прожить, чтобы никто не заметил, а не то как раз пропадешь”. Следуя этой философии, он забился в свою нору и, дрожа, […]

В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в штанах”?

В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в шта­нах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произве­дения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Са­тина в пьесе “На дне” (“Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и […]