Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: Оболт-Оболдуев и князь Утятин

Позднейший народный эпос Некрасова – написанная крайне оригинальным размером огромная поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1873 – 1876), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удаться автору вполне. В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме
– отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая последняя часть поэмы – “Пир на весь мир “, заканчивающаяся знаменитыми словами: ” ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь” и бодрым возгласом: “в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное”.
Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, “поля – недоработаны, посевы – недосеены, порядку нет следа!” Как жаль, что минули “времена боярские”, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”, и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Бедный

помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, “красивых снох пощипывает”, осмеивает своих сыновей и их жен. “Господский срок – вся жизнь раба!” Ему, как сладкая музыка, слова бурмистра:
Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!

Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью “пропала ласка барская”. Истинно счастлив, между прочим, холоп князей У тятиных. Он, как и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж – шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
Во времена Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Некрасов хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли превратилась в свободу умирать от голода.)
Поэма не закончена. Семь мужиков-странников – символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные проблемы того времени. Классовые противоречия (“Помещик”, “Последыш”); противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ – пьяная, невежественная толпа); противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик ” не милорда глупого”, а “Белинского и Гоголя с базара понесет”, осталась мечтой: нынешний “мужик” несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой); противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).
Так что, эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Анализ произведения цифры.
Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: Оболт-Оболдуев и князь Утятин

Categories: Литература