План сочинения Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика
I. Вступление
Татьяна Ларина и Наташа Ростова — любимые героини Пушкина и Толстого. В их образах есть как черты сходства, так и различия.
II. Главная часть
1. Общее:
а) происхождение, социальное положение. Обе героини — дворянки, принадлежат к среднему слою дворянского общества и живут примерно в одну эпоху: первую треть XIX века;
б) у обеих нетипичный характер, обе выделяются в собственных семьях своей незаурядностью, хотя и имеют во многом
противоположные характеры.
Татьяна, «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Наташа, живая, импульсивная, общительная, решительная. Но недаром князь Андрей говорит, что Ростовы не понимают «ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе».
Характеры героинь во многом складываются стихийно.
Незаурядность Татьяны оценил Онегин, сравнив ее с пошлой, обыкновенной Ольгой. Нетипичность Наташи отметил Болконский: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее»;
в) и о Татьяне, и о Наташе можно сказать,
что они «русские душою».
— Характер Татьяны сложился в значительной степени под воздействием национальных традиций, преданий, «привычек милой старины» (см. план «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).
То же можно сказать и о Наташе. (Не случайно обряд гадания девушек на святках общий в романах.)
— на обеих героинь серьезное воздействие оказала русская природа.
О Татьяне с этой точки зрения см. план «Пейзаж в романах А.С. Пушкина и И.С. Тургенева».
Самые поэтичные страницы «Войны и мира» связаны с картинами природы, или переданными через восприятие Наташи, или неотделимыми от ее образа (лунная ночь в Отрадном, катание на санях на святках, охота Ростовых). Не случайно большую часть жизни Наташа проводит в деревне и в эпилоге романа является не столичной, а сельской жительницей.
— влияние европейской культуры не размыло в них подлинно русские черты. Ни круг чтения (европейские сентиментальные романы), ни неумение писать по-русски (к Онегину она обращается по-французски) не мешает Татьяне думать, чувствовать и поступать как русской женщине: она руководствуется народными представлениями о нравственности, в частности, когда отказывает Онегину в любви.
Толстой отмечает, что «воспитанная эмигранткой-француженкой» Наташа не могла также не приобщиться к европейской культуре. Но писатель подчеркивает, что «русский дух», впитанный Наташей «из того русского воздуха, которым она дышала», вытесняет все иное (сцена пляски Наташи в доме дядюшки).
г) и Татьяна, и Наташа умеют «любить не шутя».
Татьяна полюбила однажды и навсегда. При этом ей важно
не сделать несчастными своих близких: «Меня с слезами заклинаний молила мать…». Любя, она думает прежде всего о других («Мой муж в сраженьях изувечен…»), умея забыть о себе. Тем самым она следует православным традициям в любви: «…Я другому отдана, я буду век ему верна».
Для Наташи «сущность ее жизни — любовь: проснулась любовь, и проснулась жизнь». Она может жить только любя. Ее любви хватает на родных, близких и всех людей, нуждающихся в ней (эпизод с ранеными, в котором она яростно кричит Бергу: «Разве мы немцы какие-нибудь!»). Ее увлечение Анатолем — это «обходной путь», когда Наташу лишают права любить;
д) обе героини — цельные натуры, которые не разъедает самоанализ и рефлексия, свойственные героям-мужчинам (Онегину, Андрею Болконскому и Пьеру Безухову), в чем они и превосходят последних.
Цельность Татьяны проявляется в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе (пишет письмо Онегину, не сообразуясь с мнением света). Такой она предстает в восьмой главе, «покойна и вольна» (строфа XXII).
Цельность Наташи — в ее естественности и искренности во всех ситуациях (см. план «Женские образы в романе Толстого «Война и мир»).
е) и Пушкин, и Толстой делают своих героинь внешне некрасивыми. Эта портретная деталь сходства очень существенна: обоим авторам было важно подчеркнуть душевную красоту героинь.
2. Различия:
а) Пушкин одним из первых в русской литературе показал, какое влияние на жизнь человека оказывает круг чтения (см. план «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»), в частности, он повлиял на Татьяну, на неверное восприятие ею Онегина (третья глава, строфа X; седьмая глава, строфы XXII- XXV);
Наташа формируется вне книжного влияния, т.к. Толстой вообще скептически относился к рациональному познанию мира и к книжному знанию в частности. Наташа познает мир интуитивно, внерационально, и это, по Толстому, самый верный путь;
б) различны итоги, к которым авторы приводят своих героинь в финалах романов.
Любовь Татьяны к Онегину трагична, т.к. безнадежна: соединиться они уже не смогут. И Татьяне остается только иллюзия, что «счастье было так возможно, так близко». Это не может не вызывать сочувствия к героине. Не случайно она сама называет себя «бедной Таней». Такой финал выражает идею автора о том, что исход взаимоотношений Татьяны и Онегина предопределило полученное ими воспитание (см. план на указанную тему).
Наташе Толстой дает именно то счастье, которого она только и желала для себя, счастье семейной жизни в окружении детей. Такой финал выражает идею автора о том, что именно в семье реализуется идеал единения людей, идеал «роевой жизни».
III. Заключение
Создавая образ Наташи Ростовой, Толстой наследовал пушкинскую традицию, в частности, и том, что характер изображается в развитии, но при этом в нем акцентируется неизменяемое ядро. В то же время нельзя не заметить и подспудной полемики с пушкинским пониманием путей постижения жизни.
Глоссарий:
- самые необыкновенные самые поэтичные страницы войны и мира
- сочинение сравнить наталью ростову и татьяну ларину
- с кем можно сравнить татьяну ларину
Некрасов пускай мечтатели осмеяны давно анализ стихотворения.
Татьяна Ларина и Наташа Ростова: сравнительная характеристика
- Сказание о Старом Мореходе (Английская Литература)
- Краткое содержание Бедность не порок по действиям
Categories: Сочинения по литературе