Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина

В 1910 году поэт создает стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Метафоры первых строк раскрывают яркую гамму переживаний лирического героя. Любовь, радость души не гармонируют с природой: «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется — на душе светло».
Природа в ранней лирике поэта — божественный храм. Отсюда звезды — «лампадки небесные», «хаты — в ризах образа», «поля как святцы, рощи в венчиках иконных», «струятся звездные псалмы». Пейзажная метафора в лирике о крестьянской России соединяется с библейскими образами. В стихах преобладают синий и голубой цвета со множеством оттенков: «Там синь и полымя воздушней»; «Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак»; «У голубого водопоя / На шишкоперой лебеде»; «Ягненочек кудрявый — месяц / Гуляет в голубой траве».
Чтобы придать значимость, праздничность звучанию стихотворений, поэт «добавляет» малиновой краски: «О Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку»; «Уже давно мне стала сниться / Полей малиновая ширь». «Есенинское малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви», — отмечает исследователь ЛЛ. Вельская.
Необычайна красочность, цветовое богатство лирики Есенина, живописность его эпитетов; мир его гармоничен, прекрасен.
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
«Я пастух, мои палаты…», 1914
С. Городецкий писал о поэтическом мире Есенина: «Поэт должен знать все цветы своей земли. Вот Есенин каждую травинку по имени-отчеству называл…» Это не преувеличение. Исследователи насчитали в его произведениях названия двадцати пород деревьев (береза, вяз, липа, рябина, черемуха, дуб…), двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василек…), а животных и птиц — около ста.
В художественном мире Есенина важны образы луны (месяца) и солнца. Луна — символ ночи — больше привлекала поэта, чем солнце: «Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли»; «Небо сметаной обмазано, / Месяц как сырный кусок»; «На грядки серые капусты волноватой / Рожок луны по капле масло льет». Среди стихотворений есть такие, где мифы о небе, земле, солнце, луне, звездах используются Есениным для создания собственной системы знаков-символов.
В книге А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» отмечается, что «в народе есть поверье: месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя из глубоких вод, они греют свои прозябшие члены нри помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Сопоставьте это суждение со стихотворением С. Есенина:

Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
В эту ночь к зеленому затону
Прибегла она из тростника.
Золотые космы по хитону
Разметала белая...

рука.
Прибегла, в ручей взглянула прыткий,
Опустилась с болыо на пенек.
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек.
На рассвете с вьющимся туманом
Уплыла и скрылася вдали…
И кивал ей месяц за курганом,
В голубой купаяся пыли.
«Месяц рогом облако бодает…», <1916>
Исследователи творчества С. Есенина находят и другие примеры из народной демонологии в этом стихотворении. «Золотые космы по хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах: «Прекрасная дева в белой и тонкой, как паутина, одежде, с золотыми волосами до пояса и с венком полевых цветов на голове».
Россия в творчестве Есенина — это деревенское приволье, неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы («Поет зима — аукает», «Село», «Пасхальный благовест», «Пороша»), Поэт часто использует олицетворения и сравнения явлений природы с поступками людей: «Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на березке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив».
Жизнь в деревне раскрыла поэту родство человека и окружающего мира. Нежность, трепетное отношение к животным неотделимы у Есенина от любви к человеку. Поэтическое изображение реальной жизни удивительно гармонично в стихотворении Есенина «Песнь о собаке» (1915). Слово «песнь» в названии определяет возвышенное отношение к тому, о чем пойдет речь. Рождение жизни, первый день существования щенков сопровождаются глубоким сочувствием автора. Радостное событие описывается с использованием соответствующих эпитетов, суффиксов — «златятся рогожи», «щенята», «снежок». Поэт очень трогательно изображает радость матери: «До вечера она их ласкала, / Причесывая языком…» После такого проникновенного понимания обычное в деревенской жизни событие — убийство слепых щенков — достигает высоты подлинной трагедии:
…Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
И потому так остро чувствует поэт смысл жизни, уже в ранних стихах передавая лирическому герою кроткое и спокойное восприятие мира, понимая при этом весь ее трагизм:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
«Край любимый! Сердцу снятся…», 1914
В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и пришел к Блоку — «первому поэту России». Блок записал впечатление от встречи: «Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные». Он принял участие в судьбе молодого поэта — дал рекомендательные письма к издателям. Затем Есенин знакомится с С. Городецким; входит в литературную группу «Краса», участники которой стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни; сближается с Н. А. Клюевым, уже известным поэтом. 10 декабря 1915 года они организовали совместный творческий вечер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина

Categories: Литература