Тема сочувствия и доброты в лирике В. В. Маяковского

Лирический герой В. Маяковского предстает перед нами сильным и гордым человеком. Но душа его не камень и не сухой ковыль. В груди этого большого и мужественного человека бьется нежное и ласковое сердце, способное преданно любить и великодушно прощать.
Стихотворение “Вот так я сделался собакой” – гневный выпад против очерствения человеческих душ. Поэт убедительно показывает, как злоба мучает самого человека, испытывающего это чувство. В. Маяковский утверждает, что подобные эмоции – удел собаки, а не высокоорганизованного мыслящего существа. Наполненный злобой человек не может сделать для других людей ничего приятного’
Какая-то прокричала про добрый вечер. Надо ответить: она – знакомая. Хочу. Чувствую – Не могу по-человечьи.
В. Маяковский подчеркивает, что в нашем сложном и тревожном мире надо особенно внимательно относиться к животным – к тем хрупким и беззащитным существам, которые нуждаются в любви и заботе. В стихотворении “Хорошее отношение к лошадям” речь также идет о природной доброте человека, его гуманистическом характере. Лошадь не была виновата в том, что упала: просто на улице было скользко из-за гололеда. Автор глубоко жалеет животное. Однако толпа остановившихся зевак только насмехается над этим:
Смеялся Кузнецкий. Лишь один яГолос свой не вмешивал в вой ему.
Так в стихотворении возникает

обобщенный образ безликой толпы. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей. Создается впечатление, что лошадь – гораздо более умное и доброе существо, чем человек. Это мнение подчеркивает и взгляд на плачущие лошадиные глаза. Лирический герой утешает лошадь, искренне сочувствует ей. И лошадь встает на ноги. Так Маяковский показывает, что доброта – великая сила.
История о лошади помогает поэту рассказать читателям о своем собственном одиночестве в людском мире. Сюжет произведения дает лишь лишний повод задуматься о соотношении алчного, грубого и светлого, гуманного (как в душе каждого из нас, так и в обществе в целом).
Звукоподражание в начале стихотворения не только имитирует цокот копыт, но и подчеркивает слова со значением грабежа и насилия:
Грабь. ГробГруб.
Сюжет произведения продолжает небольшая, но емкая пейзажная зарисовка, построенная на метафоре:
Ветром опита, Льдом обута, улица скользила
В. Маяковский мастерски владел различными приемами и способами организации художественного пространства. Поэт удачно использует образы смеха и модных в то время штанов-клеш, при помощи которых воссоздается цельный образ дерзкой толпы.
Исследователи часто сопоставляют данное произведение В. Маяковского с драматичным финалом стихотворения С. Есенина “Песнь о собаке”:
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
Эти два произведения сближает тема душевного контакта человека и животного. Однако стихотворение Маяковского появилось в печати на полгода раньше. По настроению и творческой манере данное стихотворение органично связано с ранним творчеством поэта. Философская глубина произведения очевидна. Исследователи усматривают глубокие связи его с творчеством Ф. М. Достоевского (в частности, с образом несчастной клячи из романа “Преступление и наказание”).
Произведения поэта подкупают пронзительной искренностью. Традиционный жанр его лирики – послание. Именно оно передает исповедальное начало, столь глубоко ощутимое, например в стихотворении “Хорошее отношение к лошадям” или “Парижанка”. Одним словом, тогда, когда поэт пишет о самом грустном, трогательном и наболевшем.
Стихотворение “Парижанка” пронизано состраданием к участи несчастной женщины, к ее тяжелой доле.
В стихотворении “Парижанка” поэт развенчивает иллюзию о красивой заграничной жизни, которая складывается в головах романтически настроенной публики. Люди видят лишь парадную сторону парижского общества. Рисуя в мечтах легкую, благополучную, праздничную картину, они забывают о том, что рядом с теми, кто наслаждается подобной жизнью, существует море тех, кто им обеспечивает все эти радости ценою адского труда:
Вы себе представляетеПарижских женщин с шеей разжемчуженной, Разбриллиантенной рукой. Бросьте представлять себе! Жизнь – Жестче – У моей парижанкиВид другой.
“У моей парижанки”, – подчеркивает В. Маяковский. На фоне светских красавиц эта бедная женщина выглядит Золушкой-замарашкой, но поэту близка ее судьба. Нелегкая трудовая жизнь уборщицы вызывает у него как уважение, так и грусть, ибо судьба посылает героине лишь испытания.
Неологизмы в этом произведении призваны подчеркнуть чванливую напыщенность излишеств: драгоценностей (жемчужин и бриллиантов). В ином же свете представляется жизнь в том же самом Париже, мировом законодателе мод, простой женщины-работницы. Ей не шлют поклонники нежные фиалки, у нее нет денег на изящные шелковые чулки. Вся ее жизнь проходит среди вонючих луж в уборной парижского ресторана. Выполняя самую грязную работу за нищенскую зарплату, женщина остается бедна и несчастна на фоне пышного карнавала разгульной жизни Монпарнаса.
Жалость и сострадание проявляет поэт к самым слабым и обездоленным существам в жестоком мире человеческом. Глубоко сострадает В. Маяковский чистильщику Виллу из стихотворения “Блек знд уайт”. Нет и не может быть справедливости там, где процветает расовое неравенство и эксплуатация человека человеком, Для власть имущих пишутся законы, которые защищают их и принадлежащую им собственность. Остальным же приходится довольствоваться объедками с барского стола.
В. Маяковский считал, что удел поэта – защищать слабых и обездоленных. Именно во имя этого он и писал свои произведения.
Причина современного характера лирики Маяковского состоит в том, что она от начала до конца пропитана искренней любовью к людям, к родной земле. Лишь один раз соприкоснувшись с этой поэзией, ее невозможно забыть. Пророчески звучат в наши дни строки из поэмы “Во весь голос”:
Мой стих дойдетЧерез хребты веков.
Беспредельна вера в светлое будущее России, с которой поэт создавал строки из поэмы “Хорошо!”:
Я с теми, Кто вышелСтроить И местьВ сплошнойЛихорадкеБуденОтечествоСлавлю, Которое есть, Но трижды – КотороеБудет.
Пускай не все поэтические манифесты В. Маяковского были воплощены в жизнь, многое из того, о чем писал и грезил поэт, возможно уже никогда не воплотится. Но многое из намеченных им планов сбылось и существует реально. Выросли новые города. Изменились социально-классовые отношения между людьми. В обществе выше стал цениться тяжелый труд. Дети и внуки тех людей, которые на заре прошлого века строили прекрасное будущее, выросли в лучших экономических условиях. Они смогли получить хорошее образование и, несомненно, украсят лик нашей страны новыми прекрасными городами.
Не забыт оказался и сам поэт, его лучшие стихи и поэмы. Новаторские идеи в области стихосложения также были подхвачены егоучениками и последователями (Николаем Асеевым, Андреем Вознесенским). Имя поэта-бойца за народное счастье украсило золотой фонд нашей литературы – ее классическое наследие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Проблема взаимоотношения человека и собаки.
Тема сочувствия и доброты в лирике В. В. Маяковского

Categories: Литература