Теория «трёх штилей» Ломоносова

К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.

До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно — славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжно­старинные слова, склонял и спрягал эти слова на церковносла­вянский манер.

— «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».

Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами:

«иже», «якоже», «поне­же»… Употреблять «простой» язык в книжном сочинении счита­лось невежеством и необразованностью.

Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно — славянского. Составил первую грамматику русского языка. На­родный русский язык получил достойную честь и самостоятель­ность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красо­там и важности церковных книг.

Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным тео­рию «трёх штилей».

«Штили»

Слова

Жанры

«Высокий»

Церковнославянские и русские

Героические поэмы, оды, трагедии

«Средний»

Русские с небольшой примесью

церковно-славянских

Драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии

«Низкий»

Русские слова разговор­ного языка с добавлени­ем простонародных и малого числа церков­но-славянских

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому — то событию или герою.

Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение ав­тором или лирическим героем своих чувств.

Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произве­дение, изображающее борьбу, личную или общественную катаст­рофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя.

Драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Сатира — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Эклога — стихотворное повествование или диалог, изобра­жающий бытовые сельские сценки.

Элегия — стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло вы­смеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Чтобы определить принадлежность произведения к одному из «штилей», надо уметь различать церковнославянские и русские слова, определять жанр произведения.

Попробуем определить «штиль» уже известных нам произве­дений М. В. Ломоносова. Надпись «К статуе Петра Первого» — «высокий штиль». «Случились вместе два астронома в пиру…» — «низкий штиль».

Глоссарий:

      • теория трех штилей ломоносова
      • теория трех штилей ломоносова кратко
      • теория трёх штилей
      • три штиля ломоносова
      • ломоносов теория трёх штилей

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Настоящее искусство пример из жизни сочинение 15.3.
Теория «трёх штилей» Ломоносова

Categories: Сочинения по литературе