Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Презренного, дикого века Свидетелем быть мне дано. И. А. Бунин
Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, Гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А. А. Ахматовой. В поэме «Реквием» в разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней, когда она в 1937 году стояла в тюремной очереди. Тогда соседка по очереди спросила поэтессу:
-А это вы можете описать?-Могу.
«Реквием» в то время

уже сложился и ждал только времени, чтобы появиться на свет.
Поэт Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, ее судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. В 1921 году был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. Ее сыну Льву по ложному обвинению был вынесен смертный приговор, замененный потом лагерями. Это к сыну на свиданье или с передачей стояла Анна Андреевна в длинных тюремных очередях. Почти двадцать лет провел Лев Николаевич в сталинских лагерях.
Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Поэма «Реквием» — выражение беспредельного

народного горя Страдания народа и лирической героини сливаются. Жестокие репрессии коснулись почти каждой семьи в стране. Тюрьма стала символом того времени.
Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.
Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. Поэма написана ясным, простым языком с использованием большого арсенала художественных средств. Интересно, что Ахматова практически не пользуется гиперболой. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Эпитеты вызывают ужас и отвращение перед насилием: «тоска смертельная», шаги солдат — «тяжелы», «Русь безвинная», «черные маруси» — арестантские машины, иначе их называли «черный ворон». Часто употребляется эпитет «каменный»: «каменное слово», «окаменелое страдание», «душа окаменела». Многие эпитеты близки к народным: привет «прощальный», око «ястребиное». Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини со своими современниками особая:
И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял за мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.
(Символ красного слепого и яростного террора.)
Страдания всех матерей выражены через образ матери Христа, молча переносящей горе. Некоторые стихи поражают своей простотой и одновременно силой производимого впечатления:
Приговор… и сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделены, Словно с болью жизнь из сердца вынут…
Много в поэме метафор. «Перед этим горем гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». В поэме использовано и много других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Удивительны комбинации и их сочетания. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.
При несомненных художественных достоинствах поэмы в ней выразилась высокая гражданственность А. А. Ахматовой, ее сопричастность судьбе родины и судьбе «стомилльонного» народа.
Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас…Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список и негде узнать. Для них я соткала широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение про басни.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Categories: Литература