З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века”

З. Н. Гиппиус (1869-1945) – самобытная фигура “серебряного века”;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоми­наний “Живые лица”; (1925) свое свидетельство об этой эпохе. По­эзия 3. Гиппиус – монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на не­сколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря на Бога, обретая в христи­анстве некоторую жизненную и творческую опору. Первые стихо­творения поэтессы появились в 1888 году в журнале “Северный вестник”;, вокруг которого сгруппировались символисты старшего поколения. Вместе с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым 3. Гиппиус в 1903-1904-ом годах издавала литературный журнал “Новый путь”;, в котором выступала не только как поэт, но и как критик и публицист. Первые поэтические сборники “Собрание сти­хов”; вышли в 1904 и 1910-м годах. В стихотворениях этого периода чувственная любовь лирического героя сочетается со страхом смер­ти. Собственная личность понимается поэтессой как высшая цен­ность, в лирике прослеживаются мотивы собственной избранности, культ одиночества, эстетизация упадка:

Люблю я отчаяние мое безмерное,

Нам радость в последней капле дана.

И только одно здесь я знаю верное:

Надо всякую чашу пить до дна.

(“До дна”;)

Основные темы своей поэзии:

человек, любовь и смерть – З. Н. Гиппиус продекламировала в 1927-ом году в стихотворении “Тройное”;:

Тройной бездонностью мир богат.

Тройная бездонность дана поэтам.

Но разве поэты не говорят Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда – и тройной порог.

Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог:

О Человеке.

Любви.

И Смерти.

Поэзии 3. Гиппиус свойственна психологическая углубленность, поиск новой веры, гордое одиночество, стилистическое мастерство, рит­мическая изысканность. В. Я. Брюсов отмечал исключительное умение поэтессы “писать афористически, замыкать свою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы”;. Стиль Гиппиус нельзя спутать ни с кем: много в нем личностного, потаенного:

Мы негодуем иль играем,

Иль лжем – но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна – любовь одна.

(“Любовь – одна”;)

Молитва – любимый жанр поэтессы. К ней она обращается, мечтая о чуде:

И это желание не знаю откуда Пришло откуда.

Но сердце просит и хочет чуда,

Чуда!

(“Песня”;)

В 1918 году опубликован поэтический сборник З. Н. Гиппиус “По­следние стихи. 1914-1918″. Находясь под воздействием символист­ской эстетики, 3. Гиппиус пишет о тяжелых для России потрясениях начала XX века в стихотворениях “14 декабря”;, “14 декабря 17 года”;, “14 декабря 18 года”;, посвященных декабристской тематике. Петер­бург предстает в этих стихах “оплеванной Невой”;, городом, где поте­рян “и стыд души, и честь земли”;. Петербург – “герой”; многих сти­хов Гиппиус: “Петербург”; (1909), “Петроград”; (1914), “Лазарь”; (1922) и др. Для поэтессы столица – победоносный деспот, который умер­щвляет своим дыханием поверженную Россию. Это – город смерти, ему она предрекает отмщенье (“Петербургу быть пусту”;):

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Не мы, не мы…

Растерянная челядь,

Что, властвуя, сама боится нас!

Все мечутся, да чьи-то ризы делят,

И все дрожат за свой последний час…

(“Петроград”;)

Город на Неве для Гиппиус – трагический символ былого вели­чия. Стихотворения поэтессы разных лет, посвященные северной столице, вписаны по праву в контекст эпохи. В 1909 году поэтесса шлет проклятья и гибель городу – “Божьему врагу”; и утверждает, что никакое “очищающее пламя”; его не спасет (“Петербург”;), в де­кабре 1914 года, разгневавшись “патриотическим”; переименовани­ем “детища Петрова”;, призывает на помощь “Медного Вождя”; и уверена, что “прекрасно-страшный Петербург”; восстанет в “белоперистости вешних пург”; (стихотворение “Петроград”;), В 1919-м году, также как и муж Д. С. Мережковский, не приняв Октябрьской ре­волюции 1917-го года, З. Н. Гиппиус эмигрировала из России во Францию, где и прожила до конца своей жизни.

Глоссарий:

– мой любимый поэт серебряного века гиппиус

– сочинение на тему мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус

– сочинение мой любимый поэт серебряного века зинаида гиппиус

– мой любимый поэт серебряного века Зинаида Гиппиус

– сочинение мой поэт серебряного века гиппиус


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Характеристика петя ростов.
З. Н. Гиппиус самобытная фигура “серебряного века”

Categories: Сочинения по литературе