Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение нередко имеет женское начало. Не случайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир.

В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится передать через нее свое представление о прекрасном. Отношение писателя к своему герою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине:

ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча.

Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее необычной внешностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности — того, чем не обладали знакомые Печорину светские дамы. Его увлекла борьба за Бэлу, но, когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Мери (в разговоре с Грушницким) проступает ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

В такой обстановке княжне Мери очень трудно было вести себя естественно, а возможно, и проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И скорее всего задачи Лермонтова в романе были намного шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермонтов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, загнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счастья с ней: ведь она была чужой женой, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь автопортретом Лермонтова («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о подобном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощущение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгляды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яростно негодуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недосягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако известно, что отношения Печорина и Веры — это отражение неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, которую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (например, книга И. А. Новикова «О душах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о современности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Л. Н. Толстого. И с этим нельзя не согласиться: ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между раздвоенностью, разобщенностью мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя заключалось в критерии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение внутренний мир человека по тексту остромира.
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Categories: Литература