20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры

20.3.2. Образование и наука

В развитии образования и науки выделяются следующие моменты.

1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. (продолжалась до середины 1960-х гг.) оконча­тельно сложилась трехуровневая система советского образования

(школа — специальное образование — высшее образование). Со­держание реформы:

  • школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было прибли­зить школу к производству (в школах были введены обязательные обучение рабочим профессиям и практика на производстве, что увеличило

    срок полного школьного образования с 10 до 11 лет), но которая в итоге была признана неудавшейся и отменена;

  • унификация системы среднего профессионального образования: все ремесленные училища, школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) и ФЗО (фабрично-заводского обучения) были за­менены профессионально-техническими училищами и техни­кумами, куда можно было поступать после 8-го класса;
  • в высшем образовании развивалось вечернее и заочное направ­ления (для занятых на производстве людей), преимущества при поступлении в вузы получили отслужившие в армии и рабочие.

Количество учебных заведений

всех уровней постоянно росло. Среди тенденций в развитии учреждений науки следует отме­тить рост их числа и увеличение финансирования, существен­ное территориальное расширение сети научно-исследователь­ских институтов.

  • Период 1950-х — начала 1980-х гг. ознаменовался множеством важ­нейших достижений в науке и технике, но проблема заключалась в том, что ориентированы они были в первую очередь на военные нужды, из-за чего возникало отставание в остальных сферах (бы­товой технике, автоматизации, компьютеризации и пр.):
    • происходит бурное освоение космоса: 1957 г. — СССР запустил первый искусственный спутник Земли и впервые вывел животное (собаку Лайку) на околоземную орбиту; 1961 г. — СССР впервые вывел человека (Ю. А. Гагарина на корабле «Вос­ток-1») на околоземную орбиту; 1965 г. — советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос; 1970 г. — экс­педиция «Лунохода-1»; 1975 г. — совместная советско-амери­канская стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон»; 1970-1980-е гг. — создание советских космических станций «Са­лют» и «Мир» на орбите Земли;
    • данный период ознаменован также значительными достиже­ниями в оборонной и транспортной сферах: новые модели под­водных лодок, ракет, авианосцев, боевых вертолетов (конструк­торское бюро им. М. Л. Миля), военных и пассажирских само­летов (конструкторы А. А. Туполев, П. О. Сухой и др.);
    • происходит динамичное развитие ядерной физики и ядерной энергетики (в 1954 г. была запущена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске в 1957 г. на воду был спущен пер­вый атомный ледокол «Ленин»).

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


    Книги наши лучшие друзья.
    20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры

    Categories: Сочинения по литературе