Незнакомка (1906)
Стихотворение написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.
Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение
мечты и реальности.
В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишен реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается
описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстает здесь в искаженном виде:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.
В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже Символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздается детский плач; И раздается женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всем лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «Invinoveritas!» — «Истина в вине!» (лат.). Незнакомка идет «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это еще и погружение в мир мечты.
Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. / И веют древними поверьями / Ее упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа.
Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности.
Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный И очарованную даль.
«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Ее синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.
Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грезы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.
Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».
Автор использует разнообразные средства вы разительности. Произведение выстроено на анти тезе. Этот прием служит для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души.
Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино).
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.
Глоссарий:
- анализ стихотворения незнакомка
- незнакомка блок анализ
- анализ стихотворения Блока Незнакомка
Сочинение 15.3 любовь по тексту.
Анализ стихотворения Незнакомка Блока
- Почему среди персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет положительного героя? (Гоголь Н. В.)
- Особенности конфликта в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»
Categories: Анализы стихов