Анализ стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” А. А. Фета

У Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…”, написанное 28 октября 1887 г. О том, что в стихотворении, состоящем из трех четверостиший, говорится о поэзии, о “певце… избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста – цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это

изменение – радостно, мир наполняется движением, чувства обострены:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -…

Поразительно преображение внутреннего

мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “свое”. Десять строк – изображение того, что подвластно поэту, перифраз, подготавливающий концовку:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией. Весь текст – одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк (всего десять инфинитивов, сменяющих друг друга). Лирическое напряжение передают анафоры: “Одним толчком…” – “Одной волной…”; “Вот чем…” – “Вот в чем…”. Субстантивированные прилагательные среднего рода: “неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” – напоминают о Жуковском, его программном фрагменте “Невыразимое” (ср.: “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”, “милое радостное и скорбное старины”), также посвященном поэзии, ее возможностям. В стихотворении выдержано “единство представления”, к которому стремился Фет, писавший Л. Толстому (1 янв. 1870 г.): “Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть. И первый закон – единство представления”. И конечно, единство стихотворения – в его метре и строфике: это пятистопный ямб, с чередованием женских и мужских рифм. Можно говорить о ритмической композиции, в частности о выделении концовки: последние две строки, где ударение падает на первый слог, контрастируют с остальными. Так ритм следует за смыслом, за развитием темы.
Стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…” образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: “Поэтам”, “Если радует утро тебя…” и др., где в особенности выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.






Сочинение на тему сегодняшний день.
Анализ стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” А. А. Фета

Categories: Анализы стихов