Стихотворение «Проводы у военкомата» было написано в 1988 году. Впервые опубликовано в журнале «Огонек». Оно посвящено другу поэта, художнику Борису Биргеру.
Стихотворение открывается мотивом разлуки, прощания: играет духовой оркестр, звуки его восхитительны (они медом разливаются в воздухе) и вместе с тем пронзительно-щемящи. Вот появляется лирический герой — юный мальчик, «молодой и бедовый», «с черным чубчиком», «с болью в глазах». Его губы растянуты «в улыбке». Вероятно, герой испуган, он переживает боль
разлуки, страх возможных потерь. «Машут ручки нелепо и споро» — исследователи отмечали, что в этой фразе присутствует что-то игрушечное, ненастоящее. Вероятно, речь здесь идет о лирическом герое, марширующем в строю, смешно и неловко, напоминающем нам оловянного солдатика, детскую игрушку. Эта картина вызывает у читателя добрую и грустную улыбку, но уже далее возникает мотив рока, ощущение грядущей трагедии: крики скорбные тянутся вслед, и безумцем из черного хора нарисован грядущий сюжет.
Мы понимаем, что будущее героя неопределенно, его ждут серьезные испытания, требующие от него душевной стойкости,
мужества, терпения. «Музыка бравурная» контрастирует с этими чувствами и передает ощущение безвозвратного перелома в судьбе. Вместе с героем мы понимаем, что не будет возврата «ни к любви и ни к прочим делам». Мотив будущих испытаний развивается в последней строфе:
Раскаляются медные трубы — превращаются в пламя и дым.
И в улыбке растянуты губы, чтоб запомнился я молодым.
Эта строки ассоциируются у нас с фразеологизмом («пройти огонь, воду и медные трубы»). Вероятно, все это предстоит испытать лирическому герою. Начинается и заканчивается стихотворение мотивом музыки, юности. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Однако в финале эти мотивы расширяются и осложняются темой грядущих испытаний и темой памяти («чтоб запомнился я молодым»).
Это произведение мы можем сопоставить со стихотворением Д. Самойлова «Сороковые», со стихотворением К. Симонова «Из дневника».
Стихотворение написано катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («звук медовый», «музыкой бравурной»), анафору (1-я строфа), метафору («судьба пополам…», «Раскаляются медные трубы — превращаются в пламя и дым…»).
Глоссарий:
- стихотворение проводы анализ
Гранин про лихачева.
Анализ стихотворения «Проводы у военкомата» — Окуджава
- Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…»
- Согласны ли Вы с утверждением А. И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта — литература»?
Categories: Анализы стихов