«Вхожу я в темные храмы…» (1902)
Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.
Слова лирического героя обретают характер торжественного
гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожидание: лирический герой видит себя в образе преданного рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.
Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.
Ритуальность
и святость происходящего подчеркнута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высоких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события (совершаю обряд; мерцанье лампад; озаренный; ризы; отрадны). Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство. Героиня предстает и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет ее Милой.
Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встревоженная душа стремится к возвышенному, ждет откровения, перерождения. Это ожидание — томительное, напряженное, тревожное.
Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвященных Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Ее появления. В этом стихотворении лирический герой ждет Ее появления при свете красных лампад. Эпитет озаренный тоже отражает этот цвет:
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с Ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах.
В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу.
Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюбленный, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как философская лирика.
Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это желание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и символы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.
Для усиления впечатления Блок использует эпитеты (темные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают олицетворения (бегут… улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены!; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!). Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад).
Стихотворение написано трехударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрестная.
Глоссарий:
- входу я в темные храмы анализ
- блок вхожу я в темные храмы
- блок вхожу я в темные храмы стихотворение анализ
Таблица по произведению после бала.
Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блок
- По тексту Солоухина Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения (ЕГЭ по русскому)
- Анализ стихотворения Гумилева «Детство»
Categories: Анализы стихов