Category: Анализы стихов

Анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво…” Пастернак

“Быть знаменитым некрасиво…”. Поэзия воспринимается как активное начало жизни, как средство утверждения в ней гу­манных начал: человечности, доброты, бескорыстия. В этом сти­хотворении Пастернак определяет цель творчества как “самоот­дачу, а не шумиху, не успех”. Поэтому художнику “быть знаме­нитым некрасиво”, так как знаменитым может быть только само творчество. Лирический герой стремится жить … без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Для художника очень […]

Анализ стихотворения цикл “Жизни” Цветаева

Цикл “Жизни” (1924). Цикл состоит из двух лирических ми­ниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, со­стоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца – Сильного – как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь – Пригибающийся – и жилу Перекусывающий конь Аравийский. Две строфы противопоставлены друг другу. В первой – ли­рическая героиня говорит […]

Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Создайте портрет “владельца роскошных па­лат”

Создайте портрет “владельца роскошных па­лат”. Возможный вариант портрета. “В моем представлении это весьма солидной внешности пожилой мужчина крупного телосложения с недобрым и рав­нодушным выражением лица. Оно может расплываться в довольной улыбке на ба­лах, в общении с красивыми дамами, в безмятежной Сицилии. Там он наслажда­ется красотами природы. Гурман на уров­не обжорства. Физиономия его принимает презрительное выражение, когда он кра­ем уха слышит рассуждения о народном благе. “Забавы щелкоперов”, — резюми­рует он”. Подготовьте […]

Анализ стихотворения “Властителям и судиям”

“Властителям и судиям” (1795). Данное стихотворение от­носится к гражданско-обличительной лирике. Поэт точно пере­лагает текст 81-го псалма: “Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угне­тенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бед­ного и нищего, исторгайте его из рук нечестивых. Не знают. Не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и […]

Анализ стихотворения “Песнь о собаке” Есенин

“Песнь о собаке” (1915). Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых существ. Например, в данном стихотворении у матери-собаки отняли “рыжих семерых щенят”. Чистый натурализм (“ощенила сука”, “причесывая языком”, “слизывая пот с боков”) соединяется у Есенина с глубоким ли­ризмом (“струился снежок подталый”, “долго, долго дрожала воды незамершей гладь”, “в синюю высь звонко глядела”, “ме­сяц скользил тонкий”, “золотыми звездами в снег”). Стихотво­рение сюжетно: человек (“хмурый хозяин”), не считаясь с чувст­вами […]

Анализ стихотворения “Пороша” Есенин

“Пороша” (1914). В стихотворении передана радость лири­ческого героя от встречи с зимним лесом: Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Особую роль играют созданные Есениным с помощью алли­тераций и ассонансов звуковые образы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Использованные художественно-выразительные средства, метафоры (“заколдован невидимкой”, “убегает лентой вдаль”), сравнения (“Понагнулась, как старушка”), олицетворения (“дремлет лес”, “дорога убегает”), эпитеты […]

Стихотворение Твардовского “Братья”

А. Т. Твардовский с глубокой любовью описывает свою се­мью (члены которой были сосланы как кулаки). В первой строфе Твардовский с помощью анафоры трижды выделяет слово “свой”: это могло навлечь на поэта обвинение в сочувствии соб­ственникам. За проявление любви к сосланным, за то, что поэт позволил себе вообще затронуть тему, которая в те времена была запретной, его могли сослать с один из сталинских лагерей, об­винить в заговоре против правительства и даже […]

Анализ стихотворения “Душная ночь” Пастернак

“Душная ночь”. Стихотворение относится к пейзажной лири­ке Пастернака, а по своей сути философично. Природа у поэта одушевлена, является высшей формой проявления жизни, носи­тельницей ее смысла. Она является равноправным оппонентом человека: …У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шел спор. Я замер. Про меня! Природа и человек являются в восприятии поэта единым це­лым. Пейзаж здесь выступает в роли главного героя. Именно природа стала не объектом, а субъектом лирического пережива­ния. Способность […]

Творчество одного из поэтов Серебряного века

Основные эстетические принципы. Поэт, критик, пере­водчик, драматург. В 1911 г. создана литературная группа “Цех поэтов”. В статье “Наследие символизма и акмеизм” (1913) Н. С. Гумилев представляет манифест нового направ­ления: “В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произно­сятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье. Подбор этих имен не произволен. Каждое из них – крае­угольный камень для здания акмеизма, высокое напряжение той или иной его стихии. Шекспир показал нам внутренний мир […]

Стихотворение “Молитва”; Лермонтова

Стихотворение “Молитва” наполнено настроением божест­венного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл мо­литвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов (“созвучья слов живых”) помогают человеку пережить трудную минуту. Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная че­ловеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повто­рять его несколько раз. Отметим эпитеты, употреблённые с ин­версией: “в минуту жизни трудную”, “молитву чудную”, “сила благодатная”, “слов живых”. […]

Анализ стихотворения “Станок” Цветаева

“Станок” (1931). В этом стихотворении Цветаева размыш­ляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непрере­каемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин. Ли­рическое произведение – молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Лирическая героиня считает себя достойной ученицей Пушкина, поэтому ведет с гением разговор на равных: Прадеду – товарка: В той же мастерской! Каждая помарка – Как своей рукой. Поэтесса постигает глубины таланта Пушкина, источник его творческой силы и вдохновения. Творчество – […]

Анализ “Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Вели­чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”

“Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Вели­чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”. Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства: Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал. Обилие природных богатств […]

Сочинение на тему: ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

Разве можно более красочно и правдоподобно описать зимнее солнечное утро, чем это сделал А. С. Пушкин: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Читая эти строки, начинаешь чувствовать запах морозного воздуха, а глаза невольно жмурятся от бе­лизны искрящегося на солнце снега. Выйдя в такое ут­ро из дома, нельзя удержаться от соблазна пробежать­ся по […]

Тютчев, “Живым сочувствием привета…”. Какие новые мотивы привносит Тютчев в ос­мысление личности и судьбы поэта?

Сопоставьте стихотворение Тютчева с произ­ведениями Пушкина “Поэт” и Лермонтова “Поэт”. Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, – поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше (“лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется”, “порыв чудесный”). Поэт “к ногам народного кумира не кло­нит гордой головы”. Поэт Тютчева также может быть “в толпе людей затерян”, “по­рой доступен их страстям”. Как и любой смертный, он […]

Анализ стихотворения “Сириус” Бунин

“Сириус”. Среди звезд у поэта есть “заветная звезда”, к которой он обращается как к другу, защитнику, покровительнице: Пылай, играй стоцветной силою, Неумолимая звезда, Над дальнею моей могилою, Забытой Богом навсегда! Эпитет “стоцветная” в приложении к светимости Сириуса не преувеличение, так как все астрономы считают Сириус самой яр­кой звездой неба. Ее причисляют к разряду белых звезд, темпера­тура которой 10000 градусов. Это двойная звезда, спутник кото­рой белый карлик. В древнем Египте жрецы […]