Биография Майн Рида. Творческий путь

Повести, собранные в этой книге, написаны в основном для подростков, хотя сочинены они были человеком уже немолодым, проведшим жизнь в политических бурях, странствиях по диким краям и испытавшим удивительные приключения.

Страсть путешествиям, тяга к приключениям были заложена в характере будущего писателя с детства, если верить документальным свидетельствам, которых, к сожалению, слишком мало, чтобы составит! полную картину его жизни.

Известно, что Томас Майн Рид родился 4 апреля 1818 года в Ирландии, в городе Баллирони, в семье священника.

Отец надеялся, что сын продолжит его дело, но духовная карьера не привлекала юношу. Отношения с отцом испортились, и в 1840 году Майн Рид решает уехать из Ирландии. Выбиться в люди в разоренной стране, долгое время находившейся на положении английской колонии, было невозможно. Впрочем, свою роль в этом решении сыграла, и мечта молодого человека повидать иные страны.

В ту пору немало ирландцев, поступало так же. Покидая родину, они отправлялись искать счастья в США, молодую в то время республику, в отличие от монархической Англии. К Америке, ее земельным угодьям, нарождающейся государственности, безграничным просторам

и провозглашенному ею Демократизму были прикованы взоры и надежды многих гонимых, горевших желанием приложить силы и испытать судьбу в строительстве нового общества.

Вклад ирландцев в освоение дикого края за океаном заслуживает особого упоминания: он нашел отражение не только в истории, но и в литературе. О драматичной судьбе ирландцев в Америке через столетие расскажут, каждый по-своему, Маргарет Митчелл и Юджин О Нил, а героем множества романов-вестернов станет непременно голубоглазый и рыжеволосый, неистовый темпераментом и стойкий духом первопроходец» старатель и скотовод, ковбой или офицер.

На каком только поприще не пришлось Майн Риду опробовать свои силы! Сначала юноша попал в Новый Орлеан, крупный город на границе нескольких географических регионов, место смешения языков и культур, воплощение американских нравов и противоречий. Позже Майн Рид опишет этот город в романе «Квартеронка».

Осенью 1840 года он нанялся учителем в аристократическое семейство генерала Пейтона Робертсона в городе Нашвилл, штат Теннесси. Позже Майн Рид пытался открыть частную школу, работал актером, клерком провиантской конторы в Натчезе, редактировал газету. В 1843 году он отправился в торговую экспедицию на Дальний Запад по рекам Платт и Миссури. Тогда-то и состоялось знакомство будущего писателя с американским Западом: он повидал индейцев, торговал с ними, охотился и промышлял трапперством. Во время одной из охотничьих поездок (согласно более позднему свидетельству жены) Майн Рид встречался с известным американским натуралистом и художником Дж. Одюбоном.

Нам мало что известно о его жизни в этот период, потому что Майн Рид редко писал письма родным, ожидая той поры, когда сможет «занять собственное место среди людей». Известно, впрочем, что осенью 1843 года он приезжал в Филадельфию, где встречался с Эдгаром По.

В «американских» романах Майн Рида проявится немало автобиографического, найдет отражение и тот национальный антагонизм с которым, очевидно, пришлось столкнуться автору. Недаром Морис мустангер, герой «Всадника без головы», ирландец, и не случайно его противник, аристократ-южанин Кассий Колхаун поднимает расистский тост: «Да здравствует Америка для американцев, и да сгинут всякие пришельцы, особенно проклятые ирландцы!»

Однако, разделяя иллюзии многих в отношении американского свободолюбия, Майн Рид в 1843 году вступает добровольцем в армию США, чтобы принять участие в войне с Мексикой; одновременно он был и корреспондентом газеты «Спирит оф тайме», комментируя ход кампании. В результате этой грабительской войны у отсталой Мексики были отторгнуты в пользу США значительные северные территории. Но Майн Рид, получивший за храбрость и организаторский талант чин «второго лейтенанта» (закончил кампанию он уже капитаном), искренне полагал, будто способствует освобождению края, разоренного Дурным правлением, из-под ига продажного, прогнившего испано-мексиканского режима. Эти настроения Майн Рида отразились позже в романе «Белый вождь».

Участие в мексиканской войне обернулось для Майн Рида жестоким уроком: при штурме Чапультепека (одного из предместий Мехико) в 1847 году Майн Рид был тяжело ранен в ногу. Последствия этого ранения сказывались всю жизнь.

Подлечившись и окрепнув, Майн Рид решил попробовать себя в литературе. Воспитанный на традициях романтиков, особенную симпатию он испытывал к Байрону, который был близок ему и как странник и как активный участник политических событий, бескомпромиссный борец за свободу (позже, во время, второго визита в Америку, Майн Рид выступит в Нью-Йорке с лекцией, посвященной памяти Байрона).

Развернувшиеся события 1848 года, когда революционные волнения охватили целый ряд стран, сделали Европу-центром социальной жизни, отразились и на судьбе писателя. Вместе с группой единомышленников он спешит на помощь сначала Баварской, затем Венгерской революции.

Несмотря на то, Что Майн Рид опоздал с прибытием — революционные движения были повсеместно подавлены,- идеалам 1848 года писатель оставался верен всегда. В 50-х годах, живя в Англии, он знакомится и оказывает всевозможную помощь видному деятелю Венгерской революции Лайошу Кошу ту. События революции 1848 года и автобиографические мотивы, с ней связанные, отражены в романа «Жена-дитя», который удалось издать только после смерти писателя Радикализм взглядов вызвал негативное отношение к Майн Риду со стороны правящих кругов Великобритании. Писателю не удается основать журнал, активно сотрудничать в газетах. Можно представить себе, как одиноко было в благопристойном Лондоне герою Чапультепека, ирландскому республиканцу Майн Риду! Рассказывают, что его можно было видеть на улицах города в мексиканском сомбреро и полном наряде мексиканского пограничья: он по-прежнему оставался романтиком. И вот, когда жизнь пришлось налаживать как бы «с нуля», судьба улыбнулась ему. В 1850 году вышел в свет первый роман писателя «Стрелки в Мексике». Начало литературной карьере было положено. Тогда же Майн Рид вошел в аристократическое семейство Хайдов. В особенности подружился он с дочерью Хайдов, 13-летней Элизабет. Однажды, находясь в гостях, у ее родителей, он зашел в ее комнату и, наблюдая, как девушка играет в куклы, заметил: «Мадемуазель, вам пора уже иметь возлюбленного, и этим возлюбленным хотел бы стать я». Таким образом, история сватовства капитана Майн Рида выглядит не менее романтично, чем у его героев. Брак этот оказался удачным.

Но коммерческая непрактичность молодого писателя, его радикальные взгляды, определенная доля экстравагантности, склонность к романтической экзотике (он намеревался построить в Лондоне асиенду «Ранчо» по типу американской) привели его на грань банкротства. Тогда сорокадевятилетний Майн Рид решает вторично попытать счастья в Америке. Вновь отправляясь в страну, где прошла его юность, писатель надеялся на успех, связанный со своей литературной репутацией. Однако мечта на признание в США не оправдалась. Прежние иллюзии о возможностях американской демократии развеиваются, не удается журналистика, обостряется старая болезнь, связанная с ранением. Все это приводит к тому, что спустя три года, с помощью друзей собрав деньги на обратный путь, Риды возвращаются в Англию.

Там, в Лондоне, капитан Майн Рид проведет последние 13 лет своей жизни, борясь с нуждой и тяжкой болезнью, переживая жестокий упадок сил и угасание своей литературной славы. Однако именно — в эти годы наступает как бы второй этап творчества писателя. Он решает соединить приключенческий сюжет с путешествием и посвящает свое перо созданию книг для юного читателя, раскрывая ему экзотику далеких стран и необычайных приключений. То было время интенсивного освоения «белых пятен» на карте Земли. Исследователи отправлялись к полюсу в южные моря, в дебри пяти континентов, а Майн Рид пишет романы (точнее их будет назвать повестями) «Охотники за растениями» (1857), «Морской волчонок» (1859), «Ползуны по скалам» (1864), «Затерянные в океане» (1864) и множество других.

Приключенческий жанр имел в Англии давние традиции, восходящие еще к Дефо. Как известно, живой ум этого человека, его жизнь, исполненная тайн и приключений, роднят его с Майи Ридом У Дефо было собственное представление о соотношении правды и вымысла, о занимательности повество&вяя; Дефо первым по-новому соединил в сюжете романа путешествие с приключениями.

Сходство с Дефо заключается у Майн Рида еще и в том, что сюжету он умело подчиняет автобиографические мотивы, поэтому вдумчивое чтение способно даже больше сообщить нам о личности автора, нежели факты его биографии. Повторяющиеся мотивы, прорывающиеся в отступлениях политические пристрастия, эпизоды жизненного пути героев, завязки и эпилоги дают о себе’знать в «Квартеронке», «Белом вожде» и «Стрелках в Мексике», так же как в романах о Диком. Западе. Даже в «Охотниках за растениями», в рассказах о странах, где не бывал, и о происшествиях, им не испытанных, автобиографические связи Майн Рида совершенно не прерываются. Вспомним, что Карл Линден, герой «Охотников», приходит на страницы повествования как студент-бунтарь, участник баварских революционных событий — роль, к которой стремился Майн Рид. Что же до «не испытанных происшествий», то многие из тех, кто общался с Майя Ридом в жизни, отмечали исключительную живость его воображения и фантазии; нередко он рассказывал о себе вещи, которых просто не мог пережить в действительности. Недаром же Эдгар По сказал как-то о нем: «Он привирает с удивительным размахом, но с талантом подлинного художника — вот почему я слушаю его со вниманием». Другими словами, вымысел выглядел достаточно достоверным.

В XIX веке такая литература в Англии умножилась н окрепла. Не случайно, ш свой новый стимул к развитию она обрела именно в период правления королевы Виктории и особенно во второй половине и конце столетия — под пером Артура Конан Доила,. Г. Райдера Хаг-гарда, Р. Льюиса Стивенсона» Редьярда Киплинга и других неоромантиков. Майн Рид,, можно сказать» хронологически связывает поколения романтиков первой половины века с неоромантиками конца века. Пусть по таланту, складу творчества Майн Рид уступает им, он все же занимает собственное место в мировой литературе, по-своему поддерживая Ту чисто английскую повествовательную традицию, которая идет от «Робинзона Крузо» Дефо к таким, казалось бы, столь разным писателям и явлениям XX века, как Дэйвид Герберт Лоуреис, Джералд Даррелл, к английскому антиколониальному роману или американскому вестерну. Конечно, нити сопоставлений здесь протягиваются не напрямую, ко они существуют, помогая понять связь английского викторианства с современностью, а также вкус к авантюрному повествованию н литературе путешествий.

Во времена Майн Рида английская приключенческая повесть для юношества выполняла воспитательную, нравственную задачу: она вводила молодого человека в широкий мир и способствовала Формированию личности. Познавательная сторона жанра особенно ценилась докторианцами: житель империи, крупнейшей морской державы, должен был иметь представление об Индии, Африке, Ближнем Востоке, Америке и многих других странах и их обычаях, и для Англии этот процесс считался вполне естественным. Однако повествование Майя Рида отличается необычным сочетанием фактографичности деталей при авантюрности обобщенного пафоса и демократизме политических установок. Стремление восставать против всяческого порабощения и угнетения выдает близость Майн Рида к романтикам первой половины века, к Байрону, идеально сочетавшему, на взгляд писателя, взаимоотношения автора, литературы и общества.

Повести «Охотники за растениями» и «Ползуны по скалам» написаны в разное время, с большим промежутком, но образуют дилогию: они объединены общими героями, продолжением сюжетов. Перед нами путешествие двух немецких натуралистов, Карла и Каспара, и их слуги-индуса Оссару. Автор знакомит нас с необычной профессией охотника за растениями и домысливает приключения, выпадающие на его долю. Мы совершаем экзотическое путешествие в Гималаи, в каждой главе сталкиваясь с новыми понятиями: те рай» замбар, бетель, тар… Опыт, накопленный героями, актуален и для читателя-современника: переживая встречи с редкими дикими животными (вроде медведя-губача, тигра-людоеда или тара), мы приобщаемся к важнейшему воспитательному воздействию, которое оказывает на человека природа. При подобной пестроте экзотического фона для занимательности повествования, собственно — для движения сюжета, достаточно лишь географических перемещений и смены случайных эпизодов — пока герои не попадают сначала в пещеру-лабиринт, а затем — в уединенную долину в Гималаях. Последнего местопребывания хватает на самостоятельную повесть «Ползуны по скалам», ибо, попадая в долину, охотники оказываются взаперти. Пожалуй, впервые в литературе о путешествиях читателю предлагается подобный поворот сюжета — задолго до «Затерянного мира» Конан Дойла, где герои становятся пленниками не только высокогорного плато, но и времени, сказавшись в обществе доисторических обезьян и птеродактилей. Но у Майн Рида ситуация вполне достоверна. Итак, удачно найденный прием позволяет писателю продолжить историю о двух братьях-натуралистах и их спутнике. Они попадают во всевозможные ситуации, порой испытывают то надежду, то тяжесть одиночества — другими словами, им суждено пройти путем драматичных общечеловеческих вех и переживаний, прежде чем они обретают свободу. За это время читатель успевает стать соучастником мельчайших перипетий жизни героев и освобождается вместе с ними.

Напротив, повесть «Затерянные в океане» разворачивает перед нами захватывающую хронику отчаянной морской одиссеи. Здесь, наоборот, верх Над хроникальностью берет увлекательная фабула. Пожар на невольничьем судне «Пандора» (подходящее название, напоминающее о древнегреческой героине, принесшей людям несчастье) служит одновременно и завязкой повествования, определившей судьбы всех героев, и началом суда над теми, кто посвятил себя. столь мерзкому ремеслу, как работорговля. В финале, по законам жанра, всем будет воздано по справедливости.

Мужественный, бывалый матрос Бен Брас на наших глазах вырастает в обобщенный образ всего лучшего, что связано с профессией и личностью моряка: дружба, человечность, трудолюбие, огромный опыт и физическая выносливость, решительность и бодрость духа. При этом образ, однако, не утрачивает у Майн Рида своей подкупающей конкретности; Беи Брас как-то по-особому прост и подкупающее надежен. Право, только под покровительством такого человека возможно пройти школу воспитания и мужества, становления характера. Спутником Бена на маленьком плоту оказывается как раз такой юноша — юнга по имени Вильям. Неудивительно, что в эпилоге он предстает перед нами капитаном собственного клипера и мужем девушки, с которой когда-то в отрочестве пережил самые трудные, но важные моменты своей жизни.

Одна из глав повести носит название «Вера — надежда». Действительно, положение «затерянных в океане» то и дело изменяется к противоположному. Им грозит голод, жажда, акулы и штормы, опасность расправы от рук утративших человеческий облик бывших матросов с «Пандоры», К тому же дважды на протяжении сюжета они становятся вдвойне «затерянными»: утрачивают не только землю, но и ее хрупкий символ и замену — собственный плот! И дважды находят его, главным образом потому, что ни на миг не теряют собственной человечности. Где-то в середине повествования сюжет усложняется, вновь напоминая нам робинзонаду Дефо: плот Бена Браса и Вильяма встречается с плотом двух других «затерянных» с «Пандоры» — на сей раз перед нами негры: судовой повар Снежок и девочка Лали, будущая жена Вильяма. Если с появлением туземца Пятницы у Робинзона Крузо возникает вопрос: как строить отношения господина и слуги? — то для героев Майн Рида его не существует — все равны в едином братстве трудовой жизни, все проходят суровую, но необходимую школу выживания. Символично, что им приходится при этом «перестроить» свои плоты в один, который они. называют «Катамараном».

Читая о приключениях героев, мы в то же время знакомимся с многочисленными морскими обитателями, причем о многих узнаем впервые: альбакоры, фрегат, прилипало, летучие рыбы и рыба-молот. Этот прием позволяет повествованию не отрываться от живой конкретики, придает реальную видимость необыкновенным испытаниям героев. И важно, что метафора океана, возникающая на страницах книги, величава и сложна: то он полон жизни, к которой можно приспособиться, полагаясь на ее законы, на опыт и дружескую поддержку, то океан предстает беспредельно огромным, грозным и устрашающим. Испытания, которые он принесет персонажам «Пандоры», многих из них уведут за пределы милосердия и человеческого общества. Коварный и низкий злодей, француз Легро тоже борется >за выживание — но ценой убийства и предательства, а потерявший разум капитан в гичке выкрикивает клеветнические угрозы в адрес негра, которые, видимо, прежде не раз повторял и в здравом рассудке.

Необычная черта этого произведения Майн Рида — некоторая декоративно-зрелищная гротескность образов, красноречиво переданная в названии глав: «Король каннибаловых островов» (встреча с мертвым китом); «Корабль-призрак или корабль в огне?» (встреча с китобойным судном) или «Лотерея жизни и смерти» (людоедская практика команды большого плота) — все это ситуации и эпизоды» придающие книге особый драматизм и пластическую выразительность. Но главное — то, что природа путешествия, глубоко гуманная, безошибочно ведет писателя, который стремится передать ее жизнетворный опыт нам, читателям.

Если говорить об искусстве приключенческого повествования, то «американские» романы Майн Рида «Белый вождь», «Всадник без головы», «Оцеола, вождь семинолов» и малоизвестные у нас «Охотники за скальпами» и «Тропа войны» являются наивысшими достижениями Майн Рида-рассказчика. Однако в неменьшей степени это относится и к некоторым его книгам о путешествиях, написанным для юношества, в которых, как и в более ранних чисто авантюрных повествованиях, автор демонстрирует умение придать рассказу убедительность очевидца. Познавательный пафос успешно достигает читательского сердца и роднит написанное Майн Ридом в этой области с научно-популярной прозой нашего времени. Благодаря рассказчику мы в состоянии пережить редкие встречи и ощущения — например, попробовать на вкус плод дуриана или узнать, что противостоять жажде на какое-то время можно, если положить в рот свинцовую пулю. Мы открываем способы выживания человека в суровых, почти экстремальных условиях; пусть по законам жанра герой Майн Рида всегда побеждает, хотя так не всегда происходит в действительности. Но разве вера в победу, и стремление к ней — не исконное, присущее человеку качество, без которого вся жизнь его теряет свою ценность, а сам он нередко и право именоваться человеком?

Сделанное Майн Ридом в приключенческом жанре было подхвачено его младшими современниками. Стивенсон, любимым автором которого в детстве был Майн Рид, сознательно подражал ему в начале творческого пути, прежде чем обрел собственный путь решения задач приключенческого романа в «Черной стреле» и «Острове сокровищ». По-своему продолжил тот же жанр путешествий с приключениями, и Генри Райдер Хаггард, хотя его герой нередко сломлен или разочарован стремительным и непостижимым водоворотом жизни. Не обошел своим вниманием Майн Рида и молодой Джек Лондон, по словам Горького, писатель, умевший изображать «творческую волю» людей труда.

Двадцать семь романов, рассказы и очерки, составившие наследие капитана Майн Рида в литературе, близки нам своим пафосом проникновения в жизнь, в природу, пафосом познания окружающего, пафосом осуждения всего враждебного подлинной человечности, утверждением свободолюбия — эти черты роднят автора со всей традицией мировой литературы и делают его нашим современником.

А. Ващенко

Источники:

    Рид т. Майн Охотники за растениями. Ползуны по скалам. Затерянные в океане: Пер. с англ. / Послесл. А. Ващенко; Ил. Г. Никольского, Н. Кочергина.- М.: Правда, 656 с

    Аннотация: В издание включены научно-популярные романы Майн Рида (1818—1883), представляющие собой «живую географическую энциклопедию».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема ложных ценностей сочинение.
Биография Майн Рида. Творческий путь

Categories: Биографии