Человеческие слабости богов древнегреческого и древнеримского Олимпа

1. Значение античной литературы.
2. Особенности изображения богов.
3. Уязвимость богов.
Античная литература дала нам имена Гомера и Вергилия, Аристофана и Плавта, Софокла и Сенеки. Основы философии заложены Аристотелем, Платоном, Сократом, Демокритом. Гениями математики были Архимед и Пифагор. Отцом медицины стал Гиппократ. Скульптура и архитектура древней Эллады — образец красоты и гармонии. Время донесло до нас дивные творения Фидия и Праксителя. Греция подарила нам мифологию, боги и герои которой вошли в нашу культуру, литературу

и искусство. Надо сказать, что древнегреческую мифологию иногда называют греко-римской, потому что, наследуя культуру Эллады, римляне приняли ее пантеон. Они отождествляли своих богов с греческими. Зевс стал Юпитером, Гера — Юноной, Афина — Минервой, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой.
В греческой мифологии выделяют два периода: до-олимпийский и олимпийский. Древнейшие хтонические (от слова хтон — земля) божества связаны со стихийной силой земли и подземным царством мертвых. Они были ужасны и наводили страх: Эринии — окровавленные старухи со змеями в распущенных волосах, Тифон — стоглавое

огнедышащее чудовище, Ехидна — дева с телом змеи, Химера с тремя головами — львицы, козы и змеи и пламенем изо рта. Эти существа с их неуправляемой мощью были побеждены богами-олимпийцами. Зевс, Гера и Аид разделили власть над миром. История греческих богов шла от хаоса к порядку, от уродства к красоте, от богов к человеку. Антропоморфизм, то есть представление богов в человеческом образе, стал отличительной чертой мифологии греков. Боги не возникли из ничего, они рождены, поэтому нуждаются в еде и пище, сне и отдыхе. Их нельзя убить, но можно ранить, и они страдают от боли. «Во мраке чувств от страданий померкло прекрасное тело», / «Она удаляется, смутная, с скорбью глубокой», — говорит Гомер о раненой Афродите.
В сверкающих чертогах Олимпа боги спорят и ссорятся, пируют и наслаждаются пением Муз. Они влюбляются, ревнуют, завидуют, веселятся, сражаются, трудятся. Да, да трудятся. Ведь именно боги научили людей земледелию, ремеслам, охоте, искусствам, мореплаванию. Они как люди, только наделенные неземной красотой, вечной молодостью и беспредельным могуществом. И как в человеке, в них уживается высокое и низкое. Характер богов-олимпийцев сложен и противоречив.
И все в мифах они чаще предстают перед нами снедаемые слабостями и страстями. Тщеславие, злопамятность, хвастовство, жестокость, коварство, любвеобильность — все это присуще богам. Поэт V-VI веков до нашей эры писал :
Что среди смертных позором слывет и клеймится хулою —
То на богов возвести нам Гомер с Гесиодом дерзнули.
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.
Действительно, читая «Иллиаду» Гомера, мы видим, что Елена бранит Афродиту. Богиня зовет ее в опочивальню, где «на ложе точеном светел красой и одеждой» ждет ее Парис. Красавица отвечает: «Ах, жестокая! Снова меня обольстить ты пылаешь? Являешься мне с злонамеренным в сердце коварством? Шествуй к любимцу сама… вечно при нем изнывая супругою или рабою». И эти дерзкий слова остаются безнаказанными. Не всегда боги так великодушны. За непочтение к своей матери Латоне Аполлон и Артемида покарали Ниобею, сразив стрелами всех ее детей. Афина превратила девушку Арахну, искусную рукодельницу в паука, за то, что смертная осмелилась вызвать небожительницу на состязание в ткачестве.

Мидасу повезло больше, ведь он был только судьей в поединке между Аполлоном и Паном. Свирель Пана полюбилась Мидасу больше, чем лира Аполлона. Разгневанный бог наделил фригийского царя ослиными ушами, и до конца жизни тот ходил в колпаке. Боги мстят за свои обиды. И все же люди не склоняются перед вершителями судеб. Персонажи Гомера гневно обращаются к царю богов: «Зевс-олимпиец, и ты уже сделался явный лжелюбец» или «Зевс, ни один из бессмертных подобно тебе не злотворен!» И в чертогах Олимпа не все боги покорны Зевсу. Гера может «озлобить его оскорбительной речью». Зевс признает сварливый нрав своей супруги. Когда к нему обращается за помощью Фетида, мать Ахиллеса, Зевс отвечает: «Скорбное дело, ненависть ты на меня возбуждаешь Геры надменной… — и, обещая помочь, просит: «Удалися теперь, да тебя на Олимпе не узрит Гера». Зевс помнит, как жестоко покровительница брака и супружества преследует своих соперниц. Превращает Ио в корову, Каллисто в медведицу, обрекает на скитания Латону. Гера закляла землю так, что ни один клочок суши не смел принять гонимую богиню. Только остров Делос ослушался воли владычицы Олимпа. Другая возлюбленная Зевса Семела по наущению Геры попросила его предстать перед ней во всем божественном величии. Связанный клятвой Зевс явился в сверкании молний. Их огонь испепелил Семелу, но Зевс спас еще неродившегося ребенка. Это был Дионис. Но не только для того, чтобы уберечь своих избранниц, меняет облик Зевс. Он обманул Алкмену, приняв облик ее мужа. Сын Алкмены и Зевса получил прозвище Геракл, что означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Как ни грозен Зевс, но супруги он явно побаивается. Ведь даже суровое наказание не в состоянии укротить ее сварливый нрав.
Тщеславные Гера, Афина и Афродита не могли поделить яблоко Гесперид, на котором богиня раздора Эрида сделала надпись «Прекраснейшей». Спор должен был решить троянский царевич Парис. Каждая из богинь старалась склонить юношу на свою сторону. Гера предлагал ему власть и богатство, Афина — мудрость и военную славу, Афродита — красивейшую женщину на земле в жены. Со спора богинь и похищения Елены началась троянская война.
Мы видим, что боги хоть и живут на Олимпе, но постоянно вмешиваются в дела людей, то помогая, то мешая им. Боги, конечно, на страже справедливости. И Зевс, «зрящий наши дела и карающий наши злодейства», и все остальные жители Олимпа. Боги пекутся о нравственности людей, хотя сами не возвышаются над страстями и слабостями, а поддаются им. Мне кажется, именно потому, что боги ведут себя как люди, мы им сопереживаем. Будь все олимпийцы также беспристрастны как богини судьбы мойры, предания древних потеряли бы свое очарование.
Время превратило в руины Акрополь и Колизей, но античная мифология не утратила своей красоты и поэтичности. Фантазией древних вдохновлялись С. Боттичелли и Рембрандт, Л. да Винчи и П. П. Рубенс, В. А. Серов и П. Пикассо. Античные мифы использовали писатели и музыканты: У. Шекспир и А. С. Пушкин, Данте и О. Э. Мандельштам, К. В. Глюк и М. Равель, И. Гайдн и И. Ф. Стравинский. На звездном небе блистают созвездия Плеяд, Близнецов, Кассиопеи, Ориона, Пегаса. Названия некоторых наших месяцев напоминают о римских богах: Янусе (январь), Марсе (март). Многие выражения античной мифологии стали нарицательными: «сизифов труд», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «троянский конь», «путеводная нить» (или «нить Ариадны»), «самовлюбленный Нарцисс», «яблоко раздора». Сказанного достаточно, чтобы показать, насколько античная мифология вошла в нашу культуру, и как понятны нам взбалмошные, эгоистичные, капризные, но такие притягательные боги древнегреческого и древнеримского Олимпа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Дубровский и троекуров отношение к крестьянам.
Человеческие слабости богов древнегреческого и древнеримского Олимпа

Categories: Литература