«Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством

«Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово…» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры. «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 году малозначительного Новгород-Северского князя Игоря Святославича. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно.

Оно их поэтически оценивает и взвешивает. В «Слове…» говорится о них так,

как будто бы события эти хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя Игоря. Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная веры в Родину.

«Слово…» начинается размышлением автора по поводу того, какой быть манере его повествования. Он отвергает старую манеру Бояна и решается следовать непосредственно «былинам» своего времени — придерживаться действительных событий. Этим он убеждает читателя, что перед ним импровизация, свободная от скованности литературными традициями речь, в том числе даже такими сильными,

как Бояновы.

И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что мы ему верим. Связь «Слова…» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух ее жанров, чаще всего упоминаемых в произведении плачей и песенных прославлений — «слав». И те и другие автор буквально приводит в тексте, им! же он следует в своем изложении. Их эмоциональная противоположность дает обширный диапазон чувств и смен настроений, которые так характерны для «Слова…». Плачи автор упоминает не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря.

Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен. Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к эмоционально-лирическим высказываниям: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!», «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?» и т. д. Автор «Слова…» как бы мысленно следует за полками Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи напрямую связаны с народной песенной лирикой.

Особенно эта связь видна в плаче Ярославны. Автор «Слова…» как бы цитирует плач — приводит его в достаточно большом отрывке или сочиняет его за Ярославну, но в таких формах, которые действительно могли ей принадлежать. Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове…» песенные прославления — славы. С упоминания о славах, которые пел Бонн, «Слово…» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине — заканчивается.

Ее поют дому Святославову «немцы и венедици, греки и морава». Слава звенит в Киеве, Ее поют «девици на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы звучат в «Слове…»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где он слагает песнь в честь Игоря, и там, где он провозглашает здравицу князьям и дружине. Они приводятся в его заключительной части: «Солнце светится на небесе, — Игорь князь в Русской земли». Итак, «Слово…» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям. «Слово…» близко к ним по своей форме и по своему содержанию.

Но в целом, конечно, это не плач и не слава. «Слово…» принадлежит литературе, это книжное произведение, но близкое к этим жанрам народной поэзии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ пожара в повести детство горького.
«Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством

Categories: Новое