Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке философских вопросов, причем не в форме абстрактных рассуждений, а в живых человеческих судьбах. Типичный герой русской литературы — человек идейно-нравственного поиска, настолько глубокого, что разрешить для себя вопросы «зачем жить?», «что есть добро, а что зло?», «что надо любить, что ненавидеть?» и другие становится для него потребностью, гораздо более острой, чем любая другая. По точному выражению одного из героев Достоевского, таким людям «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Именно благодаря такому герою столь высок идейно-нравственный потенциал русской литературы.
Первым собственно философским романом в русской литературе был, вероятно, роман Лермонтова «Герой нашего времени». Его главный герой, Печорин, — человек, готовый проницательно и бесстрашно размышлять о глубинных нравственно-философских основаниях как мира в целом, так и отдельного человека в мире. Его главный вопрос — «для какой цели я родился?» Печорин чувствует, что эта цель была, только угадать ее не может. Почему? Прежде всего потому, что поставил перед собой вопрос, на который нет удовлетворительного ответа. Это вопрос о Боге и предопределении.
Превыше всего на свете Печорин ценит свою свободу. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…
«о свободы моей не продам», — говорит он. Это — естественное мироощущение человека 30-х годов, эпохи, когда личная свобода была для мыслящего человека действительно единственной и неоспоримой ценностью. Но уже Онегин в пушкинском романе не случайно называет свою свободу «постылой»: свобода без возможности ее применить порождает в Онегине хандру. Не таков Печорин. Если Онегин твердо знает, что от хандры нет спасения, а в жизни заведомо нет высокого смысла, то Печорин ищет этот смысл всю свою жизнь. Он ищет, к чему бы он мог применить свою свободу и те необъятные силы, которыми наделен. И здесь перед ним встает вопрос о высших ценностях, об устройстве мироздания. Печорин по натуре такой человек, что не может удовлетвориться малым: он не найдет удовлетворения даже в гражданской деятельности на благо общества, как не находит его в своих победах над светским обществом — все это для него слишком мелко. Его, очевидно, может удовлетворить лишь подвиг мирового масштаба, выполнение божественного предназначения. Но есть ли Бог? Есть ли предопределение и предначертание, указывающее человеку цель? И если есть, то как все эго совместить со свободой личности? Если есть предопределение, то «зачем человеку даны разум и воля?» — недоумевает Печорин. Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопределения. И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью — собственная воля человека, слепой случай или божественное провидение. И даже события, описанные в «Фаталисте», не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощущением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими. Но сомнение остается; цель, ради которой Печорин наделен необыкновенными умом и волей, предчувствуется им, но не понимается. А сомнение лишает человека импульса действия, и Печорин бессмысленно гибнет, так и не найдя ни применения своим силам, ни истины, ни смысла жизни. Но путь идейно-нравственных исканий лермонтовского героя не был бессмысленным, он возвысил героя над толпой ленивых и довольных людей, наполнил его жизнь, хотя и принес в конечном итоге разочарование и трагедию. С точки зрения Лермонтова-романтика, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и бездействие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума «как гений, прикованный к чиновническому столу». Образ Печорина — одновременно па- мятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтовский герой — родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных «проклятых вопросов».
Глоссарий:
- печорин герой своего времени сочинение
- сочинение печорин герой своего времени
- печорин герой своего времени
Сравнительная характеристика троекурова и дубровского таблица. Картины жизни казаков в романе тихий дон.
Cочинение Печорин герой своего времени
- Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»
- Образ и характеристика Ришелье по роману Три мушкетера (Дюма Александр)
Categories: Сочинения по литературе