Вот уже почти полвека мы перемываем Пушкину кости, полагая, что возводим ему памятник по его же проекту. Выходит, он же преподносит нам единственный опыт загробного существования. По Пушкину можно судить — мы ему доверяем.
А. Битов. «Свободу Пушкину!»
Новая монография известнейшего российского стиховеда представляет собой своего рода вторую часть его «научной дилогии», первая книга которой касается прежде всего теоретических проблем взаимоотношения стиха и прозы . В вышедшем теперь труде взгляд на главную проблему —
не через призму теоретического вневременного их сравнения, а с точки зрения исторически обусловленного их соположения.
Ю. Б. Орлицкий. ДИНАМИКА СТИХА И ПРОЗЫ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.
М.: РГГУ, 2008. 845 с.
Во введении «Необходимые теоретические и терминологические предпосылки исследования» автор сжато, точно и — что очень важно — просто определяет, что есть стих и проза, причем эта оппозиция, принципиальная для любого текста и читателя, разъясняется в сравнении с другими схожими оппозициями: «поэзия — проза, лирика — эпос» .
Чтение предисловия может вполне заменить раздел курса лекций по введению
в теорию литературы, с равным успехом и просветив совсем несведущего, и наведя Порядок в умах многих коллег. Как только мы определяемся с терминологией: стих, проза, верлибр, литературный раешник, версе, прозиметрум, удетерон… и еще многое-многое другое, — нас знакомят с классификацией, которая может быть дана всему несусветному многообразию существующих в мире русской словесности текстов.
И вот — собственно исследование. На широчайшем материале.
Перед нами проходят прозаики и поэты и «первого» ряда, и позабытые, от XVIII века — через «золотой век» русской поэзии — к ее Серебряному и «бронзовому» веку — вплоть до наших дней… Пушкин, Хомяков, Вельтман, Достоевский, Гуро, Есенин, Хармс, Платонов, Сапгир, Галич, Высоцкий, Битов, Аксенов, Садур — вот только несколько имен из сотен упоминающихся.
Здесь можно найти ответы практически на любой вопрос, касающийся заявленной в заголовке проблемы. Влияние стиха на прозу и наоборот, поэтического творчества конкретного автора на последующее прозаическое, иными словами, как стих входит в прозу и что при этом получается, каких результатов достигает писатель. Что принять за «эталон прозаического текста» ? Каковы приемы анализа взаимодействия стихового и прозаического начал в тексте? И почему этот анализ необходим?
Или, например, чем прозиметрум вельтмановского «Странника» отличается от других? «Можно ли говорить о… влиянии пушкинского стиха на ритмический строй знаменитой речи Достоевского о нем» ? И действительно ли так монолитно прозаичны его тексты? А в какие ритмические отношения вступают два «цитируемых» стихотворения в романе «Идиот» и что из этого получается? Что, кроме соседства на странице, роднит такие несхожие стихотворения как «Гамлет» и «Март» из романа Пастернака «Доктор Живаго», становящиеся «своего рода метрически сдвоенным магистралом» ? Чем объясняется «поэтичность прозы Гоголя» ? Какие механизмы ритмизации свойственны знаменитым его лирическим отступлениям?
Стиховые? А вот и нет! Какова «индивидуальная модель стихопрозаического единства» одного из самых загадочных прозаиков ХХ века — Андрея Платонова?
Самыми метризованными оказываются — совсем неожиданно — статьи и записные книжки писателя!
Вряд ли можно просто угадать ответ на поставленные вопросы, опираясь на «привычку» читателя или филолога. «Казалось… оказалось!» В подобную игру можно играть и с искушенными коллегами, и с учениками средней школы.
В орбиту исследования вовлекаются все новые и новые проблемы… Например, где заканчивается заголовок и начинается текст, классицизм и романтизм: каково «место прозиметрии в культуре романтизма», проблема перевода или жанра … И оказывается: то, что видит глаз стиховеда, — видит далеко не каждый, а пригодится — всем.
Предложенная информация подкупает не только широтой охвата и глубиной, если можно так выразиться, разработки, но еще и формой ее подачи — как это ни странно для научного издания — увлекательно и доступным языком.
Для кого-то эта книга станет практическим историко-литературным справочником, для кого-то — источником теоретической информации и, наконец, — это просто необыкновенно увлекательное чтение.
Учитель сочинение рассуждение 15.3.
Динамика стиха и прозы в русской словесности
- Як оцінювати шкільні успіхи своїх дітей
- Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему Птицы
Categories: Школьные сочинения