ДРУГАЯ ЖИЗНЬ МЦЫРИ
Это в книгах романтический герой, ненужный миру и невыносимый для самого себя, чаще всего погибает. В истории литературы он жив до сих пор. Недюжинная, бунтарская натура, “выломанная” из среды, большая личность, решающая большие вопросы быта и бытия, жизни и смерти, существования или поступка, харизматичный, неординарный человек, презирающий рамки и правила, ищущий иных основ иного мира, никуда не делся из литературы. И реализм, и модернизм, и даже в какой-то степени постмодернизм продолжают исследовать такое неординарное явление, как “романтический герой”.
Поэт-романтик для своего героя не находил применения. Места романтическому герою не было нигде: его выталкивал лес и не принимали родные горы (“Мцыри”), изгоняли вольные племена (“Цыганы”), он маялся в бесконечном паломничестве к чужим святыням (“Паломничество Чайльд Гарольда”) и бежал из одной несвободы в другую (“Кавказский пленник”). Именно романтический герой, переосмысленный гениальными первореалистами, начал галерею “лишних людей” – абсолютно реалистическую
галерею.
Препарированный, исследованный под реалистическим художественным микроскопом, лишенный налета романтической таинственности и потусторонности, этот герой оказывался вполне объяснимым: образованный, начитанный, талантливый, наделенный живым умом и деятельной натурой, закованный с детства в очевидно тесные рамки, не нашедший себе применения в привычном круге и выброшенный из общества в связи с непригодностью для легкой жизни – вот вам реалистически обусловленный характер Онегина и Печорина, вчерашних романтических героев, выглядящих сегодня, по меткому замечанию Татьяны Лариной, “пародиями” на Чайльд Гарольда.
Дальше – интереснее. Со временем бывший романтический герой, бывший лишний человек научается находить себе занятие. Он идет в передовую медицину (Базаров), отправляется на баррикады (Инсаров), с головой погружается в социалистическую революцию (Вера Павловна) или начинает писать “возмутительные статейки” с далеко идущими последствиями (Раскольников). Эти люди по-прежнему “выломаны” из своего круга – но они уже востребованы где-то рядом, будь то соседнее воюющее государство или несчастная семья Катерины Ивановны Мармеладовой.
Не пройдет и ста лет, и этот герой сядет в электричку на Петушки – такой же ненужный, такой же лишний, но уже осмеянный сам собой и жестокосердным автором и за свою ненужность, и за свою лишнесть.
Иным романтическим героям куда спокойнее умирать в монастыре, имея за спиной разве что битву с барсом – и совершенно чистое сердце.
О чем плачут лошади абрамов анализ.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ МЦЫРИ
Categories: Сочинения по литературе