И. А. Бунин — один из немногих писателей-реалистов конца 19 — начала 20 века, прославившийся не только своей прозой, но и поэзией. В 1891 году вышел его первый поэтический сборник, вслед за которым последовали «Листопад» и «Новые стихотворения» . Как в прозе, так и в поэзии Бунин придерживался реалистических традиций, выработанных Пушкиным, Фетом, Полонским. У них он учился бережному отношению к слову, простоте, классической ясности и четкости.
Поэтическое наследие Бунина неоднородно по тематике. Для ранней бунинской поэзии характерна
пейзажная лирика. Позднее он все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Бунин в разных вариантах высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью».
Слово «прелесть», по мысли писателя, всегда относилось к тому, что как будто неподвластно человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало уже в ранней лирике Бунина. Этот художник был одержим страстным желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать «поступь высших
сил». Конкретные элементы пространства и времени предстают в обычном своем облике, а одновременно — как часть вселенной, как носители непознанной тайны всемирного бытия.
Постепенно в творчестве Бунина нарастает «звездная тема». Далекие светила избраны здесь символом «предвечной красоты и правды неземной». Появляется противопоставление этого прекрасного мира «заблудшей» земле: Одно только звездное небо,
Один небосвод недвижим, Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним. Или:
Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли. Традиционное противоречие связано со сложными человеческими чувствами. «Неземная красота» бесконечно дорога, но трудно достижима.
И поэтому приобщение к ней — всегда возрождение: «…душа, затрепетав, как крылья вольной птицы, Коснулась солнечной поющей высоты!» Прекрасным чувствам сопутствует сияние светил: «И не забыть мне этой ночи звездной, Когда весь мир любил я для одной». Поэт затрагивает проблемы добра и зла, любви и ненависти, смысла жизни. Взять хотя бы такие строки:
И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных грез не успею ответить, К милосердным коленам припав.
Действительно, последние часы земной жизни ожидают каждого из нас. Придут минуты, когда нужно будет вспомнить и подвести итог: «Так ли жил?» Бунинский лирический герой отказывается от славы, денег, чинов… Припоминает только «полевые пути меж колосьев и трав». Живая связь с природой оказалась в жизни самой важной и необходимой.
Кто-то может оспорить такой вывод, найти смысл жизни в другом. Но уже то, что поэт побуждает читателя к размышлению о смысле бытия, является очень важным. По целостному мироощущению Бунин близок Пушкину — по способности к легкой грусти, светлой печали. Хотя эти чувства у них имеют разное начало. У Пушкина «сердце вновь горит и любит от того, Что не любить оно не может» . Бунин видит спасительную энергию в самом течении бытия:
А будут дни — угаснет и печаль, И засинеет сон воспоминанья, Где нет уже ни счастья, ни страданья, А только всепрощающая даль.
Да, Бунин постоянно слышит зов пространств, времен, собственной судьбы, своего познания. И спешит передать: «вдали — и жемчуг и опалы»; «сказать кому-то, Что тянет в эту синеву»; предостеречь: «Когда идешь над бездной — надо прямо Смотреть в лазурь и свет». В жадном, неостановимом движении к неведомому лирический герой Бунина переживает восхищение и от неожиданных оттенков чувств, и от представших вдруг взору таинств природы. Философская лирика зрелого Бунина заметно теснит пейзажную. Сам по себе пейзаж остается, но его функции становятся иными.
В центре внимания поэта оказываются церковные обители и погосты, описание которых настраивает читателей на связь с отошедшими в мир иной предками . Вообще, мысль о преемственной связи между прошлым и настоящим, но не в реальном, а каком-то духовном плане проходит сквозь многие поэтические произведения Бунина. Например, в стихотворении «Могила в скале», рассказывая о том, как «в Нубии на Ниле», в заброшенной пещере, «нашли живой и четкий след ступни», Бунин пишет: Я, путник, видел это. Я в могиле Дышал теплом сухих камней.
Они Сокрытое пять тысяч лет хранили… Тот миг воскрес.
И на пять тысяч лет Умножил жизнь, мне данную судьбою. Таким образом, произведения Бунина глубоко личностны, тяготеют к философским обобщениям смысла бытия, жизни и смерти, не прекращающегося ни на секунду течения времени.
Описание ночи в лесу.
Философская лирика И. А. Бунина
- Конспект урока по ИЗО «Такие разные деревья»
- Стабильная связь посредством видео чата в современном мире
Categories: Новое