Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя

…Ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах. Александр Блок

Праздники и связанные с ним поверья… в рассказах Н. В. Гоголя выводят жизнь из ее обычной колеи и делают невозможное возможным… в них существеннейшую роль играет… чертовщина… М. М. Бахтин

Обращаясь к изучению повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”, ученики анализируют несколько проблем этого произведения, в том числе и такую, как “Фантастика

и реальность”. Можно предложить ученикам выделить один из аспектов этой проблемы – “Фольклорные персонажи в повести”. Этот вопрос предполагает не только детальное знание конкретного художественного текста, но и знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, мифами, легендами, знание героев фольклора, умение провести сравнительный анализ различных персонажей повести “Ночь перед Рождеством”, а также литературных героев и героев устного народного творчества, владение литературоведческой терминологией.

Таким образом, для раскрытия обозначенного аспекта проблемы необходима

поисково-исследовательская деятельность, развивающая самостоятельность мышления, логику, речевую культуру школьников.

Урок по теме “Фольклорные персонажи в произведении “Ночь перед Рождеством”” можно провести в форме семинара, для которого ученикам следует предварительно дать задания разного уровня . Так, слабым учащимся можно предложить подобрать из текста повести эпизоды, которые характеризуют персонажей, объединенных общим понятием “чертовщина”. Это начало повести, где ведьма, Вылетев из печной трубы На метле , собирает в рукав звезды, а черт крадет с неба месяц, чтобы они не могли “посветить добрым людям и всему миру”, собиравшимся в последнюю ночь перед Рождеством “колядовать и славить Христа”. Позднее мы встречаемся с ведьмой в ее доме, когда к ней один за другим идут в гости и черт, и дьяк Осип Никифорович, и “козак Корний Чуб”, которых женщина “умела… причаровать к себе”.

Черта же позднее влюбленный в Оксану Вакула случайно обнаруживает в мешке у себя за плечами, когда, получив от возлюбленной невыполнимое для простого человека задание – достать “черевички, которые носит царица”, решается на отчаянный шаг: сначала идет за помощью к Пузатому Пацюку, знающему “всех чертей”, а затем и вовсе верхом на черте отправляется в Петербург ко двору ее величества за подарком для капризной красавицы.

Для сильных учащихся можно предложить два варианта заданий. Они, во-первых, могут вспомнить народные сказки, Предания, где действует “нечистая сила” , и сравнить сказочных героев с гоголевскими персонажами. Во-вторых, ученики, любящие читать и знающие творчество Н. В. Гоголя более глубоко, чем того требует программа, могут рассказать одноклассникам о “нечистой силе”, встречающейся в других произведениях писателя, например, о коварной красавице, ведьме-мачехе, по вине которой утопилась и стала русалкой юная дочь сотника ; о великом грешнике, страшном убийце-колдуне, за которого даже святой схимник не может молиться, потому что буквы молитвы в священной книге наливаются кровью – столь велики его злодеяния ; о бесовском отродье Басаврюке, от чудовищных дел которого “дрожь проходит по телу и волосы ерошатся на голове” ; наконец, о целом сонме “чертовщины”, от ведьмы-панночки до Вия, чей ужасающий взгляд из-под длинных век убивает философа Хому Брута . Кстати, эти знания ученики могут применить не только на семинаре, но и в будущей исследовательской работе, посвященной фольклорным персонажам в повестях Н. В. Гоголя.

Итак, обращаясь к героям повести “Ночь перед Рождеством”, ребята выявляют различные черты внешности, поведения и характера черта, Солохи и Пацюка. С одной стороны, ведьма на метле, да еще собирающая в рукав звезды, чтобы насолить православным христианам, героиня отрицательная . Она владеет приворотными колдовскими чарами, да и материнских чувств к сыну Вакуле эта женщина не питает, напротив, она сердита на него за то, что молодой кузнец мешает ей выйти замуж за богатого Чуба, и всячески пытается поссорить мужчин между собой.

Однако внешне Солоха ничем не отличается от сорокалетних сельских кумушек; в ней есть, как ни странно, и нечто привлекательное: она “добрая хозяйка” , умна, по-своему привлекательна, особенно в “яркой плахте с китайчатой запаской” и “синей юбке, на которой сзади нашиты… золотые усы”, умеет поклониться каждому так, что тот уверен, “что она кланяется ему одному”, да и в церковь Солоха ходит . Сам писатель, вероятно, испытывает к своей героине двойственное чувство, которое высказывает устами дьяка: “Эх, добрая баба! Черт – баба!” .

Что же касается черта, любовника Солохи, то он, хоть и совершает пакости , искренне радуется, когда кузнец, измученный капризной красавицей, решает продать душу дьяволу , да и внешне весьма непривлекателен, не вызывает у читателя ощущения страха. Черт, которому “последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей”, часть балаганного народного действа, один из персонажей “украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни” . Ученики, конечно, отметят, что, хоть и против своей воли, черт помогает Вакуле сначала добраться до Петербурга, а потом попасть вместе с запорожцами, что “ехали из Сечи с бумагами к царице”, во дворец и получить из рук государыни заветные “черевички”.

Правда, заметят учащиеся, за свое общение с нечистой силой богомольный кузнец несет “церковное покаяние” и бесплатно расписывает в храме “левый крылос”, а черта в аду рисует “такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо”. Но при этом никак нельзя сравнить неудачливого ухажера Солохи, например, с фольклорным Верлиокой или с дьяволом в человеческом облике Басаврюком со “щетинистыми бровями и взглядом исподлобья” из повести Гоголя “Вечер накануне Ивана Купалы”. С маленькими рожками, узенькой любопытной мордочкой, заканчивающейся кругленьким, как у свиней, пятачком, этот персонаж скорее напоминает обиженного недогадливого бесенка из “Сказки о попе и работнике его Балде” А. С. Пушкина.

Да и бесовские проделки ему не слишком удаются: украденный месяц, спрятанный “в ладунку на боку”, вылетает через трубу Солохиной хаты и плавно поднимается на небо, когда невезучий “франт с хвостом и козлиною бородою летает из трубы и снова в трубу”.

Что же касается Пузатого Пацюка, то о нем читатель узнает немного: это эпизодический персонаж. Прошлое его туманно: “был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал”. Он поражает своей внешностью: небольшого роста, весьма “увесистый”, в широчайших шароварах, Пацюк, когда двигается по улице, похож не на человека, а на “винокуренную кадь”. Возможно, кому-то из учащихся, хорошо знакомых с русскими былинами, вспомнится образ Идолища Поганого: противник Ильи Муромца “в долину две сажени печатныих, а в ширину сажень была печатная, а головище – что ведь л Ю То лох А Лище, а глазища – что пивные чашища, а нос-от на роже – он с локоть был”.

В обоих случаях – и в литературном произведении, и в былине – при описании внешности героев используется прием гиперболы. Однако ребята, сравнив два описания, могут сделать вывод, что если Идолище Поганое рисуется неизвестным былинным сказителем самыми черными красками и производит отталкивающее впечатление, то гоголевский Пацюк такого действия на читателя не оказывает. В описании внешности последнего чувствуется скорее снисходительная усмешка писателя, особенно когда автор говорит, что в последнее время запорожец редко где появлялся, потому что “пролезать в двери делалось для него с каждым годом все труднее”.

Более того, Гоголь отмечает, что жители Диканьки часто обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село “все… узнали, что он знахарь”.

И действительно, он успешно, никому не отказывая, лечил больных . Да и Вакула в трудную для себя минуту обращается к Пузатому Пацюку, размышляя при виде трапезы хозяина “о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила”. Правда, набожный кузнец так и не решился принять помощь от того, кто “приходится немного сродни черту”, однако, будучи в отчаянии, в хату к нему все же отправился, убеждая себя, что “один только Пацюк может помочь ему”. В заключение учащиеся сумеют сделать следующий вывод: герои “Ночи перед Рождеством”, в отличие от персонажей, представляющих “чертовщину” в других гоголевских повестях, не столь страшны, сколь Комичны.

Не случайно автор и Солоху, и черта ставит именно в Комические ситуации . Да и Пацюк, жадно поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит далеко не таким страшным, как, например, колдун из повести “Страшная месть”, отказывающийся за столом в семье дочери вместе со всеми есть вареники и свинину, а вместо вина тянущий “из фляжки какую-то черную воду”.

И вполне оправдан в “Ночи перед Рождеством” счастливый конец: Оксана, искренне переживавшая исчезновение Вакулы, и молодой кузнец, исполнивший желание возлюбленной и сердечно раскаявшийся в том, что прибег к помощи нечистой силы, соединяются в браке. Нечистая сила в этой повести, по замыслу Н. В. Гоголя, не только никого не убила, но и не помешала героям обрести свое счастье. Разве это плохо?






Разумный существа рассказ.
Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя

Categories: Сочинения по литературе

Рейтинг компании: 9.7 из 10