Герои ранней романтической прозы М. Горького

Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: “Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы”. Репину же он утверждал обратное: “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога”. Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее.

Странствования по России, жизнь “в людях” дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как “Макар Чудра”, “старуха Изергиль”, “Челкаш” и др. и воплотились в образ романтичного героя. Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость.

Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом. Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы.

Такому человеку

“ведома воля”, “ширь степная ему понятна”, “говор морской волны веселит ему сердце”. А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж , и портрет и антиидеального, жестокого индивидуализма . В легенде о ларе осуждается крайнее презрение к людям, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего дорожил свободой.

Он был горд до такой степени, что пошел на убийство. Наказанием уму было дано бессмертие. Имя Ларры обозначает отверженный и “выкинутый вон”. Вечное одиночество превращается в вечное страдание.

Индивидуализм его странен, он коверкает его жизнь. Изергиль рассказывает эту легенду как назидание поколениям. В легенде о Данко воспевается человеческая самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – гимн действенной любви к людям. Данко, чтобы вывести людей из леса, вырвал из груди сердце, и его огонь освещал им путь.

В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с “солнцем в крови”. Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. “Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло”.

Эти две легенды словно обрамляют рассказ Старухи Изергиль о самой себе, о любви которую дарила, о людях, которые были ей дороги. В ее в образе и речах есть противоречие: о чувственной любви должна рассказывать молодая девушка, а не старуха, которую “время согнуло пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями”. Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и лары разные пути.

Но, во-первых, автобиографический герой применяет их сходство. Ларра “ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Он стал уже как тень и таким будет вечно”. И Изергиль “сидит живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень”. Во-вторых, поражает то, как они относятся к людям, которых любили.

Она говорят: “ни когда не встречались больше с теми, которых когда-то любили. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками”. Но, несмотря на сближение образов Изергиль и Ларры, она стремится к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования.

Она стремится передать людям важность любви в жизни. Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами.

Разное у них социальное положение , роды деятельности , портреты . Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции.

Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу. Горький говорит: “Естественное состояние человека – пестрота”. И изобразил романтических героев во всей их сложности и многогранности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)




Краткое содержание детство темы по главам.
Герои ранней романтической прозы М. Горького

Categories: Новое