Глотая звуки
Для русского литературного произношения характерно полное произношение. А потому всевозможные усеченные варианты здрасьте, пожалста, тока, у тя — это проявление «дурного вкуса». В лучшем случае они уместны в рамках просторечия. Произносите слова точно, не глотайте звуков — в конечном счете, те, к кому вы обращаетесь, лучше и быстрее вас поймут и примут за образованного, культурного человека.
Не добавляйте в слова лишних звуков, произносите звуки правильно! Так говорить нельзя: [асвальт], [пелемени], [киосок].
Впрочем,
есть ряд случаев, когда устная литературная речь не приветствует буквального следования орфографии.
Наверное, дело в том, что в русском языке существуют такие сочетания согласных, которые произнести крайне трудно (хотя и возможно). Возьмем, к примеру, слово грустный. Сочетание букв -стн- необходимо, обусловлено правилами грамматики: два первых согласных звука являются частью корня -груст-, за ними следует суффикс -н-, необходимый для образования прилагательного. Но в итоге получается сочетание, которое совсем не способствует удобству работы нашего языка как физического органа.
Как быть в таких случаях?
Норма иногда дает нам послабление, и мы можем говорить безвла[сн\ый, а не безвла[стн]ый, кра[ст]вуйте, а не здра[вств]уйте, ле[сн]ый, ме[сн]ый и т. д.
Однако же мы должны тренировать пластику языка в таких словах, как великовозрастный или властный.
За всеми уточнениями обращайтесь к орфоэпическим словарям или к небольшому словарю, который помещен в конце этой книги.
Какие основания позволяют назвать это произведение юмореской.
Глотая звуки
Categories: Определения