Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад»

Идейно-тематическое содержание пьесы определяет пере­ломная эпоха, на которую пришлась жизнь ее героев. Все они ока­зываются жертвами не частных обстоятельств и своих личных ка­честв, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин — такой же заложник времени, как и пассивный Гаев. «Вишневый сад»; — это пьеса о «несостоявшихся судьбах»;, человече­ской неустроенности и сложности поиска ответа на «проклятые во­просы»; о цели и смысле жизни.

Пьесу пронизывает несколько сквозных идейно-тематических мотивов,

которые объединяют всех персонажей, несмотря на их внешние индивидуальные различия. Как утверждает В. В. Катаев, «Вишневый сад»;, в отличие от традиционных пьес, строится не на противопоставлении, а «на единстве, общности персонажей»;. Внеш­ней интриги нет, а событие, о котором все говорят — продажа име­ния на торгах, — происходит за сценой. Но при видимом отсутствии внешнего действия пьесу скрепляет действие внутреннее, происхо­дящее в сознании героев и находящее выражение в смене настрое­ния, мелодической тональности, в подтексте или «подводном тече­нии»;, как его стали называть.

Первым сквозным

мотивом пьесы можно считать неизменность, характеризующую каждого из действующих лиц. «Мамочка такая же, как была»;, «Ты все такой же, Леня»;, «Ты все такая же, Варя»; — на разные лады повторяют герои пьесы. Для каждого из них это «постоянство»; заключено в чем-то своем: Епиходов говорит о своих несчастьях, Пищик — о долгах, Варя — о хозяйстве, Гаев впадает в патетику, а Петя — в обличения всех и вся. Ведь у каждого из них своя правда и своя претензия к жизни, хотя, разумеется, эти прав­ды и жалобы разного достоинства. Постоянство, неизменность не­которых персонажей даже закреплены в их прозвищах: «вечный студент»;, «двадцать два несчастья»;. Но общее определение, которое подходит для каждого из них, «недотепа»;: ведь все они очень шатки по своей позиции в жизни, никто из них не знает «настоящей прав­ды»;, а пытается ухватиться за какой-то из ложных ориентиров.

Другой сквозной мотив, кажущийся противоположным первому, это ощущение изменчивости жизни, тоже присущее всем персонажам.

Все они сравнивают настоящее и прошлое и отмечают, как бежит вре­мя. «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати…»; (Лопахин), «Когда вы уезжали отсюда…»; (Дуняша о Раневской), «Когда-то…а те­перь мне уже пятьдесят один год…»; (Гаев). Перспектива в прошлое открывается на разную глубину: шесть лет назад утонул сын Ранев­ской, лет сорок-пятьдесят назад помнили еще способы обработки виш­ни, сто лет назад был сделан шкаф. Перспектива в будущее тоже раз­лична для разных персонажей, но она есть для Раневской и Гаева, Ани и Пети, Вари и Лопахина, даже для лакея Яши и старого слуги Фирса, забытого в доме. Что бы о себе не думал каждый из них, но всем им суждено быть песчинкой в потоке времени.

И еще один повторяющийся мотив: это тема растерянности, не­понимания перед лицом безжалостно бегущего времени. Раневская задает бесконечные вопросы: почему все уходит без следа, почему люди старятся, почему на их плечи ложится груз ошибок и несча­стий. Растерян в минуты раздумий, хоть и беспечен, как ребенок, Гаев. «Кто я, зачем я, неизвестно»;, — недоумевает Шарлотта. Даже Лопахин признается, что ему лишь «кажется»; иногда, что он пони­мает ход и положение вещей. Мнимым является и всепонимание Пети, как верно замечает Раневская, это, скорее, следствие молодо­сти и незнания подлинной жизни.

Всех персонажей «Вишневого сада»; объединяет и мотив надеж­ды, мечты. Они могут быть смешными, нереальными или же впол­не осуществимыми, как мечта Лопахина о приобретении вишневого сада. Но и для него победа оказывается мнимой: переустройство са­да неминуемо приведет его к гибели. Вот почему так часто в этих мечтах звучит сослагательное наклонение, в наиболее общем виде выраженное в словах Лопахина: «Скорее бы все это прошло…»;.

При этом герои пьесы убеждены в противоположности своих «правд»;, часто противопоставляют себя друг другу. Но автор неиз­менно указывает на их внутреннюю общность. В этом состоит но­визна конфликта пьесы. Ее главная мысль соотносится с тем, что было выражено в прозе писателя: «Никто не знает настоящей прав­ды»;, ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной дей­ствительностью, но ответственность лежит на каждом. В пьесе это наглядно проявляется в отношении каждого из героев к саду. Ведь он связан с судьбами нескольких поколений — прошлых, настоя­щих и будущих. Упрощенное понимание, связанное с конфликтом различных социально-экономических формаций, здесь не подходит.

Гибнущий сад — это сквозная тема пьесы, связывающая все ос­тальные ее линии на уровне высокого идейно-философского обоб­щения. Оказывается, что главным объектом изображения в «Виш­невом саде»; автор делает все «сложение жизни»;, которое влияет на судьбу каждого из ее героев, по-разному понимается ими, но до конца оказывается непонятым никем.

Глоссарий:

— идейное содержание пьесы вишневый сад

— идейно тематический анализ пьесы

— идейное содержание вишневый сад

— идейно-тематический анализ пьесы

— вишневый сад идейно-тематический анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Что такое честь и бесчестие.
Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад»

Categories: Сочинения по литературе