Идея обреченности “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза”

Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение основоположника русской бытовой драмы. Она была написана в 1860 году, в период общественного подъема, когда сбрасывались оковы крепостничества и в душной общественной атмосфере собиралась очищающая гроза.
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где крепостнические порядки поддерживались очень жестко. Жители провинциального города живут замкнуто, им чужды новые идеи и веяния. Они равнодушны к тому, что творится в мире. Круг их интересов ограничен рамками повседневных

забот и сплетен. За внешним спокойствием жизни скрываются дикие нравы, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представители “темного царства” в пьесе – Дикой и Кабаниха. Первый – законченный купец-самодур, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский списал этот тип из жизни. Властная и суровая Кабаниха – еще более зловещая и мрачная представительница старого порядка. Она поедом “ест” домашних, при этом она лицемерно подает нищим, изображая смирение, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский рисует

Кабаниху как убежденную защитницу устоев “темного царства”. Но даже в ее семье, где все ее боятся, рождается что-то новое, чуждое и ненавистное ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как привычная ей жизнь разрушается: “Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего”.
Развитие действия в “Грозе” постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. “Темное царство” тоже сильно: бесправие народа, произвол, притеснение человеческого достоинства.
В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина – натура тонкая, мечтательная, свободолюбивая. Образ Катерины – один из лучших женских образов не только в творчестве Островского, но и во всей мировой художественной литературе.
В атмосфере грубости, пошлости и назойливости, мелочных придирок и издевательства конфликт между “темным царством” и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. “А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” – говорит она.
Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и со своим внутренним миром. В этом заключена трагедия героини. Драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум.
Катерина решается покончить с собой. Самоубийство героини – это протест против крепостной жизни, вызов всем этим диким и кабанихам. Если самое бесправное существо в темной, косной среде провинциального купечества не может больше находиться под гнетом “самодурной силы”, значит, среди несчастных, забитых людей растет возмещение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия стояла перед крестьянской реформой, драма “Гроза” имела огромное значение. Она показывала, что “темное царство” обречено, что новые идеи справедливости и равноправия все больше завладевают умами людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...




Родительская любовь сочинение 15.3.
Идея обреченности “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза”

Categories: Литература