Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего «меж двух революций», но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма «Двенадцать» — итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну.

Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении

буржуя, символа прошлого: Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Против старого мира, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в организованных, сознательных солдат революции.

Основа содержания поэмы — «буря» в море жизни. Строя сюжет произведения, Блок обращается к антитезе, приему контраста. Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового.

Главная тема

и главный герой поэмы — революционный народ, народ в революционную эпоху. В отличие от дореволюционных произведений А. Блока, тема решается не лирическими средствами. Блок предоставляет героям выразить себя как бы независимо от автора.

В поэме звучат голоса двенадцати красногвардейцев. В поэму включены песни, частушки. В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента , детали, дающие представление о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай выводится в поэме за свои пределы, становится основой философско-исторического обобщения.

Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает представления поэта о революции. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очистительного огня, с идеей возмездия, с вырвавшимися на простор творческими силами человека.

Для понимания отношения поэта к двенадцати красногвардейцам очень важны две антитезы. Одна — сопоставление красногвардейского отряда с представителями старого мира. Другая — противопоставление черного белому и «пса безродного» Христу. Красногвардейцы даны между двумя этими полюсами: Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе? — выходи!..

Только нищий пес голодный Ковыляет позади… Старый мир еще оказывает влияние на души людей, вступивших с ним в борьбу.

Поэтому такое место занимает в поэме личная драма Петрухи, обнаруживающая противоречия его характера. Блок стремился показать перспективу развития этого героя, выразить идею справедливости, человечности того дела, которому служат красногвардейцы. С этой целью он вводит в поэму образ Христа. Этот образ служил для Блока олицетворением морали. С его помощью Блок субъективно стремился утвердить революцию.

Этот символ, конечно, не мог передать конкретно-исторического содержания происходящих событий, он отражал серьезные противоречия в поэтическом мировосприятии Блока. Взгляд автора «Двенадцати» на революцию заставляет вспомнить и трудные пушкинские раздумья о пугачевщине, о ее горестной неизбежности и о притягивающих художника своей трагической силой и размахом фигурах, возникающих на гребне «бессмысленного и беспощадного» бунта. Говоря о новаторстве «Двенадцати», следует более подробно остановиться на поэтике произношения. Ибо «буря», которую революция произвела в «море искусства», отразилась и в стиле, и в ритмах поэмы, в той «музыке», которую Блок слышал и вокруг себя, и в себе самом.

В поэме отчетливо слышна многоголосица, возникающая на историческом переломе, всколыхнувшем все слои русского общества и, прежде всего, широкие народные массы. Отсюда и разговорные интонации, отчетливые голоса улицы. Высокое патетическое слово сталкивается здесь со сниженной речью , лексика литературная, в том числе и политическая , — с просторечием и даже вульгаризмами . Интонация ораторская, лозунговая соседствует с лирической, частушка с маршем, мещанским городским романсом, революционной и народной песней, дольник и безрифменный стих с ямбом и хореем. Все это настолько органично объединилось в единый художественный сплав, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня Я — гений».

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять.

И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Анализ стихотворения ахматова уединение.
Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Categories: Новое