Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
Рекомендации к работе.
На экзамене, прочитав текст, вникнув в его содержание, задумайтесь над тем, с какой целью он написан автором. Чему он стремится научить читателя, на каких примерах его воспитать? Это поможет вам выявить идею текста.
Проблема в тексте — это вопрос, который по требованию времени или определенного общественного мнения сформировался в понятиях людей в связи с какими-то известными им фактами, чаще всего распространенными. Эти факты увидел автор текста, осмыслил
их и заявил о них в идее статьи, рассказа или очерка.
Ваша задача — определить идею (авторскую позицию) и проблематику текста и подтвердить мысль автора двумя аргументами. Не забудьте о вступлении в 2-3 строки, в которых вы знакомите проверяющего с предметом разговора — с темой текста, об описанных в нем событиях. Причем, этот «предмет разговора» достаточно лишь назвать. Например:
«Вопрос о взаимоотношениях людей, соединенных родственными связями, достаточно интересен» или
«Вопрос об оценке таких личностных качеств человека, как его мудрость и знания, очень влияет на мнение о нем окружающих».
Во
вступлении вы можете написать, исходя из содержания текста о:
- раннем взрослении молодого поколения в годы войны;
- отношении родителей и детей к личности настоящего учителя;
- роли образования и образованности в жизни человека;
- памятниках как части культурного наследия, завещанного одним поколением другому;
- необходимости защиты человеком чести и достоинства своих, а также защиты чистоты имени близких;
- влиянии человека на жизнь природы и о благотворном воздействии природы на человека;
- необходимости самовоспитания для каждого;
- ценностях подлинных и мнимых, о их роли в жизни людей и о различиях между ними.
Прочитайте эти фразы.
- Добрые ростки дадут благодатные результаты (хорошие всходы).
- Люди, на пути которых встретились… талантливые, с щедрой душой наставники…
- Ему свойственны такие качества, как жажда к познанию нового, стремление к самосовершенствованию, требовательное отношение к себе и к окружающим…
- Доброта и внимание, проявленные в отношении кого-то, по отношению к кому-то…
- Проблему данного текста можно представить следующим образом…
- Он живет в мире, который открывает ему самые светлые свои стороны…
Это даже не целые предложения, это их фрагменты (части). В них содержатся устойчивые словосочетания, обороты речи, которыми вы можете воспользоваться, чтобы вставить их в придуманные вами предложения. Это фразы-помощники.
Приступаем к работе над сочинением
Вы пришли на ЕГЭ по русскому языку.
Перед вами текст С, который вы должны обдумать и написать по его содержанию сочинение.
Ваша работа должна состоять из семи частей. Это:
- краткое вступление,
- обозначенная проблема,
- комментарий к проблеме,
- изложение позиции автора,
- два аргумента, подтверждающие правильность этой позиции
- краткий вывод.
В пособии, в сочинениях, эти пункты обозначены абзацами. Начало нового пункта — новый абзац.
Самое трудное для вас
1) увидеть в тексте проблему, решить которую призывает автор,
и
2) определить его, авторскую позицию.
Начало работы — краткое вступление. В этой части сочинения вы пишете о том, что вам известно о предмете, событии, явлении — тех, о которых речь идет в тексте.
Если в тексте освещена тема войны, во вступлении вы в 2-3 предложениях напишете о том, что война — огромное социальное бедствие, которое трагически влияет на судьбу каждого человека.
Если речь идет о такой нравственной категории, как доброта, вы напишете, что доброта окружающих очень помогает людям в жизни. Один человек поддержит другого, попавшего в беду, и своим поступком, и добрым словом, участливым отношением.
Помним: каждому тексту соответствует свое вступление.
Далее. Как находим в тексте проблему? Это самый трудный пункт в работе над сочинением. Помним: проблема — это вопрос, поставленный автором и требующий разрешения. В самом вопросе обозначено противоречие, которое составит смысл проблемы. В вашем сочинении должна быть представлена одна, главная. Реже — две.
Прочитав текст, убеждаемся: автор увидел какое-то противоречие, проблему в жизни и отобразил ее в рассказе, повести, стихотворении и эссе и т.д.
В чем суть проблемы? Противостоят друг другу две стороны: одна утверждает какую-то жизненную истину, другая ее отрицает.
Вы должны увидеть борьбу двух сторон и описать ее, тем самым обозначив проблему.
А быть может, это не борьба, а «долг», который одна сторона должна «заплатить» другой стороне. И в этом долге — тоже противоречие сторон: должен — плати. У молодого поколения долг — защищать родину, уважать родителей, совершенствовать свои профессиональные знания. Долг старшего поколения по отношению к молодым — помогать им состояться в жизни, уделять им возможно большее внимание во всем, учить их житейской мудрости. А если долг плохо исполняется, то общество, законодательство строго спросят с виновника.
Если перед вами текст о значении природы в жизни людей, то проблема звучит так. Нередко люди забывают, что только природа может дать им жизненно необходимые ресурсы. Человек в своем безответственном отношении к природе губит ее. Вот она, проблема. Человек враждебен среде, которая его взрастила.
В комментарии к проблеме вы напишете о том уроне, тех потерях, которые терпит природа от вмешательства человека; приведете конкретные примеры.
Авторская позиция подскажет читателю (вам, выпускники), какое решение проблемы он должен увидеть в тексте.
Проблема «спрашивает»: «Как»? — Как проблему разрешить? Как и кому отдать долг? В чем смысл этого долга?
Авторская позиция «отвечает»: «Вот так». И подсказывает пути решения проблемы.
При этом автор, излагая свою позицию, всегда учит читателя житейской мудрости, умению выстраивать те обстоятельства, которые помогут человеку в жизни.
В тексте о природе авторская позиция может быть изложена так. Если человек чувствует себя настоящим хозяином на земле, в мире природы, он и должен вести себя как хозяин, а не как потребитель. На полях внедрять правильный севооборот, обогащать их удобрениями; при строительстве искусственных водохранилищ рассчитывать не только их пользу для людей, но и неизбежные при этом потери; при вырубке лесов восполнять оголенные площади лесопитомниками.
Автор убедил читателя в правоте своей позиции, а читатель (выпускник) должен подтвердить правоту этой позиции (взгляда, мнения) двумя аргументами. Первый — пример из художественной литературы; второй пример — это описанные учеником собственные наблюдения, а также впечатления об окружающей действительности.
Вывод — это итог размышлений экзаменуемого по данной теме. Вы должны убедительно и весомо изложить его в окончании работы в 1-4 предложениях, при этом обозначив собственное видение проблемы.
Глоссарий:
- два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение егэ
- два случая между ними срок долгий
- два случая между ними срок долгий почти жизнь сочинение
Какой должна быть школьная перемена и почему.
Как написать сочинение ЕГЭ
- Проблема утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними (Аргументы ЕГЭ)
- Биография Шугара Робинсона
Categories: Определения