Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»?
Приступая к выполнению задания, вспомните, что в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» изображены необъятные пространства. Отметьте, что Западная Галиция, Мелюзеев, Москва, Урал, Сибирь и другие природно-пространственные образы используются автором в качестве особого средства поэтики. Объясните, что сознание персонажей на протяжении развития сюжета постоянно возвращается к одним и тем же природным объектам, наполняя их каждый раз особым смыслом. Благодаря этому они являются средством выражения внутреннего мира героя.
Охарактеризуйте принцип структуризации природно-пространственных образов (одни тяготеют к небесному пространству, другие — к земному). Выявите, какие объекты составляют сферу небесного пространства. Назовите главные из них (солнце, луна, звезды, снегопад, дождь, гроза). Покажите, что в художественной макросистеме романа все на земле тянется к небесному, а небо «сходит наземь». Подчеркните, что человек, физически принадлежащий к земному пространству, своей духовной деятельностью скрепляет эти два полюса.
Продолжая ваши размышления, отметьте, что многие природно-пространственные образы носят лейтмотивный характер и способны создать свои «сюжеты», носящие как психологический, так
и символический характер. Покажите это на примере солнца (солнце как символическая опора «прежнего» мира; «подмененное», апокалиптическое солнце революционного времени; вечное солнце творчества, символ «дара живого духа»).
Отметьте, что природные образы служат также средством психологизма, создавая моментальный «снимок» характера персонажа. Лара связана со стихией живой воды во всех ее проявлениях (дождь, море), ее «сущность» включается в круговорот воды в природе, в вечный диалог божественного и земного. Антипов-Стрельников, напротив, через образ снега связывается только с нижним, земным, пространством и лишен доступа к верхнему, небесному
Покажите, что природно-пространственные образы становятся в романе основой для сопоставления персонажей. Стрельников умирает в романе на фоне снега, в то время как Юрий заканчивает земной путь во время дождя. Таким образом, Живаго и Стрельников как «антиподы» противопоставляются и на символическом природном уровне (оппозиция «вода живая / вода мертвая»).
Объясните, что через образы природного пространства пространство душевного мира Живаго приобретает двойное измерение (модель Эдема — естественная включенность человеческого «Я» во взаимообмен земного и небесного и модель Апокалипсиса — разобщенное, дисгармоничное пространство).
В заключении сделайте вывод о функциональной многозначности природно-пространственных образов.
Глоссарий:
- сочинение роль случайных совпадений в романе доктор живаго
Сочинение на тему смешной случай. Сочинение на тему моя любимая телепередача.
Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Пастернака «Доктор Живаго»?
- Анализ «южных» поэм: «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» Пушкина А. С
- Рассуждение 15.3 «что такое беспечность» (Гиа по русскому)
Categories: Сочинения по литературе