Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одной стороны, воспевал
революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны. Он рисовал в своем произведении ненависть людей друг к другу, их склонность к жестокости и даже к убийству.
В поэме использовано очень много символов. Каждое слово, каждая деталь что-то значит, на что-то указывает. Один из самых ярких символов, который сопровождает все действие поэмы, — образ вьюги.
Вьюга не просто беснуется на улицах города, на протяжении произведения она постепенно усиливается. В первых строках мы читаем: Черный вечер — Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер
— На всем божьем свете, — Чуть дальше на смену ветру приходит настоящая стихия: Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!
Но явление природы не только создает фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит «музыку революции», которая противопоставлена самому страшному для автора — обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам. В «музыке» Блок видит возможность возрождения России, переход на новый виток развития. Он не отрицает, но и не одобряет бунт «голытьбы» — разбои, кипение «темных страстей», вседозволенность и анархию, которые воцарились в России.
Поэтому Блок считает, что революция «сродни природе», стихии. Она, как «грозовой вихрь», как «снежный буран», легко калечит в своем водовороте достойного. Революция часто выносит на сушу невредимыми недостойных. Но это все ее частности, это не меняет общего положения вещей. Разрушению народом древних соборов, разгрому барских усадеб — этому бессмысленному и яростному разгулу поэма находит оправдание в том, что все старое принадлежит враждебному классу.
В ней не делается различия между «добрым» и «злым» барином и «гулящей девкой». Россия должна пережить это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется «к небу». Также, я считаю, что вьюга является символом очистительной стихии. Революция непредсказуема, катастрофична для отдельных личностей, но в целом она уничтожает прошлое, чтобы на его обломках строить светлое будущее. Красногвардейцы идут сквозь «старый мир», остаются позади персонажи этого старого мира — поп, барыня, буржуй, проститутка, Учредительное собрание . Но ведь и красногвардейцы тоже заключают в себе часть старого мира.
Что же получается? Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим… … В белом венчике из раз — Впереди — Иисус Христос. Значит, вьюга — это символ очищения, через которое необходимо пройти России, прежде чем строить новое общество.
Примечательно то, что созидание невозможно без первоначального разрушения. Это показано на протяжении всего произведения. Вьюга скроет недостатки и промахи, именно для этого она и нужна в произведении — чтобы не обнажать все ужасы происходящего. Ведь патрулирующие отряды занимались откровенным мародерством, недаром кто-то восклицает: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» С помощью вьюги происходит очищение общества. Но если красногвардейцы — это часть «старого мира», и вьюга на их стороне, значит — полное очищение невозможно?..
Ответить на этот вопрос очень сложно, недаром критики и исследователи творчества Блока ведут постоянные споры: в чем смысл образа вьюги в поэме «Двенадцать»? Что это — разрушающая революция, «прикрытие» погрешности революции или очищающая сила, которая необходима «строителям нового общества»?.. Примечательно, что вьюга усиливается, и становится невозможным понять: «Что еще там впереди?» Что ждет новое поколение, каким будет оно, новое общество? Но не вызывает сомнения одно: по мнению Блока, оно будет лучше прежнего, старого мира.
Теперь мы видим, что образ вьюги действительно является ключевым в поэме «Двенадцать». Вопрос же о назначении этого символа остается открытым. К сожалению, и сам Блок не дает нам точного ответа на этот вопрос.
Сочинение по картине перова охотники на привале.
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Categories: Новое