Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”?

Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок.

В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одной стороны,

воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны. Он рисовал в своем произведении ненависть людей друг к другу, их склонность к жестокости и даже к убийству.

В поэме использовано очень много символов. Каждое слово, каждая деталь что-то значит, на что-то указывает. Один из самых ярких символов, который сопровождает все действие поэмы, – образ вьюги.

Вьюга не просто беснуется на улицах города, на протяжении произведения она постепенно усиливается. В первых строках мы читаем: Черный вечер – Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер,

ветер – На всем божьем свете, – Чуть дальше на смену ветру приходит настоящая стихия: Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!

Но явление природы не только создает фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит “музыку революции”, которая противопоставлена самому страшному для автора – обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам. В “музыке” Блок видит возможность возрождения России, переход на новый виток развития. Он не отрицает, но и не одобряет бунт “голытьбы” – разбои, кипение “темных страстей”, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России.

Поэтому Блок считает, что революция “сродни природе”, стихии. Она, как “грозовой вихрь”, как “снежный буран”, легко калечит в своем водовороте достойного. Революция часто выносит на сушу невредимыми недостойных. Но это все ее частности, это не меняет общего положения вещей. Разрушению народом древних соборов, разгрому барских усадеб – этому бессмысленному и яростному разгулу поэма находит оправдание в том, что все старое принадлежит враждебному классу.

В ней не делается различия между “добрым” и “злым” барином и “гулящей девкой”. Россия должна пережить это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется “к небу”. Также, я считаю, что вьюга является символом очистительной стихии. Революция непредсказуема, катастрофична для отдельных личностей, но в целом она уничтожает прошлое, чтобы на его обломках строить светлое будущее. Красногвардейцы идут сквозь “старый мир”, остаются позади персонажи этого старого мира – поп, барыня, буржуй, проститутка, Учредительное собрание . Но ведь и красногвардейцы тоже заключают в себе часть старого мира.

Что же получается? Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим… … В белом венчике из раз – Впереди – Иисус Христос. Значит, вьюга – это символ очищения, через которое необходимо пройти России, прежде чем строить новое общество.

Примечательно то, что созидание невозможно без первоначального разрушения. Это показано на протяжении всего произведения. Вьюга скроет недостатки и промахи, именно для этого она и нужна в произведении – чтобы не обнажать все ужасы происходящего. Ведь патрулирующие отряды занимались откровенным мародерством, недаром кто-то восклицает: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!” С помощью вьюги происходит очищение общества. Но если красногвардейцы – это часть “старого мира”, и вьюга на их стороне, значит – полное очищение невозможно?..

Ответить на этот вопрос очень сложно, недаром критики и исследователи творчества Блока ведут постоянные споры: в чем смысл образа вьюги в поэме “Двенадцать”? Что это – разрушающая революция, “прикрытие” погрешности революции или очищающая сила, которая необходима “строителям нового общества”?.. Примечательно, что вьюга усиливается, и становится невозможным понять: “Что еще там впереди?” Что ждет новое поколение, каким будет оно, новое общество? Но не вызывает сомнения одно: по мнению Блока, оно будет лучше прежнего, старого мира.

Теперь мы видим, что образ вьюги действительно является ключевым в поэме “Двенадцать”. Вопрос же о назначении этого символа остается открытым. К сожалению, и сам Блок не дает нам точного ответа на этот вопрос.






Сочинение по картине перова охотники на привале.
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”?

Categories: Новое

Рейтинг компании: 9.7 из 10