Сцена 1
У ворот Мадрита испанский гранд Дон Гуан беседует со своим слугою Лепорелло. Дон Гуан был изгнан королем из Мадрита в ссылку, потому что ему угрожала семья убитого на дуэли, а король хотел оградить своего любимца. Но Дон Гуан самовольно вернулся из ссылки, так как в ссылке ему было скучно.
Особенно огорчали его женщины, которые ему сначала нравились голубыми глазами, белизною, скромностью и новизною, но потом он понял, что «в них жизни нет», они подобны куклам.
Проходя мимо Антоньева монастыря, Лепорелло вспоминает, как
его хозяин ездил сюда к женщине, а он ожидал его в роще, держа лошадей. Дон Гуан ухаживал за Инезой три месяца, прежде чем смог ее покорить. Инеза не была красавицей: взор печальный, губы помертвелые, голос тихий и слабый, как у больной. Но она поразила Дон Гуана своими глазами.
Он не знал, что у Инезы был муж — суровый негодяй, убивший ее. Дон Гуан старается забыть эту историю и собирается прямиком бежать к другой своей возлюбленной — Лауре.
Входит монах и, не зная Дон Гуана, объясняет ему, что сейчас должна приехать Дона Анна на могилу мужа, которого убил бессовестный развратный Дон Гуан, за что был сослан в ссылку.
Вдова заказала убитому памятник и каждый день приезжает молиться за упокой его души и плакать. Монах признается, что Дона Анна хороша собой и не разговаривает с мужчинами, кроме монахов. Дон Гуан заинтересовался и, увидев завернутую в черное покрывало вдову, захотел с ней познакомиться.
Лепорелло упрекает Дона Гуана в бессовестности по отношению к вдове. Слуга сравнивает господина, пробирающегося во мраке в Мадрит на свидание, с вором, который ждет ночи.
Сцена 2
Гости актрисы Лауры за ужином хвалят ее игру, называя ее сильной, совершенной, искусной. Лаура тоже довольна своей вдохновенной, идущей от сердца игрой. По просьбе гостей Лаура поет песню, сочиненную верным другом и ветреным любовником Дон Гуаном.
Угрюмый Дон Карлос называет Дон Гуана безбожником и мерзавцем, а Лауру дурой. Лаура сначала грозится позвать слуг, которые зарежут Дон Карлоса, а потом прощает его, помня, что Дон Гуан убил на дуэли его родного брата. На прощанье Лаура поет, а когда гости расходятся, просит остаться Дон Карлоса, потому что порывистостью он напомнил ей Дон Гуана, которого она любила.
Дон Карлос спрашивает восемнадцатилетнюю Лауру о ее дальнейшей судьбе: что будет лет через 5-6, когда она постареет? Лаура предпочитает не думать об этом, а наслаждаться прекрасной южной ночью, ведь что за дело им до непогоды в Париже?
Стучится Дон Гуан, которому Лаура отпирает и бросается на шею. Дон Карлос хочет биться с ним, не теряя ни минуты. Во время поединка Дон Гуан убивает Дон Карлоса.
Лаура называет Дон Гуана повесой, дьяволом, проклятым, но он возражает, что Дон Карлос сам того хотел. Актриса отмечает, что ее друг никогда не считает себя виноватым. Утром Дон Гуан собирается вынести тело на перекресток под епанчою.
Прежде чем предаться любви, Дон Гуан и Лаура выясняют, что, расставшись, оба изменяли друг другу.
Сцена 3
У памятника командора Дон Гуан размышляет о том, что после смерти Дон Карлоса он вынужден был скрыться в монастыре смиренным отшельником. Сегодня он хочет впервые заговорить с Доной Анной. Глядя на памятник, он вспоминает поединок с командором, который был «мал ростом и тщедушен», в отличие от своей величественной статуи, но горд, смел и суров духом.
Входит Дона Анна и просит помолиться с нею «святого отца». Но Дон Гуан утверждает, что не достоин повторять за Доной Анной ее молитвы, признается ей, что любуется ею, когда она молится, и завидует тому, «чей хладный мрамор согрет ее дыханием небесным».
Дон Гуан открывает свою страсть, смущает Дону Анну словами о любви: он желал бы сейчас же умереть и быть похороненным здесь же, чтобы Дона Анна касалась его могилы. В безумстве своем он хотел бы петь под окнами серенады, попадаться Доне Анне на глаза и тронуть ее сердце своей любовью. Дон Гуан сообщает, что любит Дону Анну и только с этих пор понял, каково настоящее счастье.
Он просит о свидании, и Дона Анна соглашается принять его завтра. Дон Гуан скрывает свое имя и представляется именем Диего де Кальвадо.
Хозяин сообщает радостную новость слуге. Но Лепорелло осуждает вдову и сомневается, что командор был бы спокоен, узнав о свидании. Дон Гуан шутит, что командор «присмирел с тех пор, как умер», и велит Лепорелло пригласить командора завтра к Доне Анне и предложить ему стать у двери на часах.
Лепорелло со страхом выполняет приказ, и статуя кивает ему. Дон Гуан, не поверив трусливому Лепорелло, сам идет звать командора, и статуя тоже отвечает ему кивком. Дон Гуан пугается и уходит.
Сцена 4
Дон Гуан беседует с Доной Анной, которая все еще помнит свою потерю и невесела. Она рассказывает, что вышла замуж не по избранию сердца, а по велению матери, потому что жених был богат, а ее семья бедна. Дон Гуан завидует ее мужу Дону Альваро и сетует, что раньше не встретил Дону Анну и не дал ей свое богатство и титул. Он хотел бы изучать и предупреждать ее прихоти.
Дона Анна возражает, что должна быть верна и гробу мужа, который не стал бы принимать влюбленную женщину после смерти жены.
Дон Гуан признается, что виновен перед Доной Анной, чей единственный враг — убийца мужа, и после долгих уговоров открывает ей свое истинное имя. Но он не раскаивается в своем поступке и признается ей в своей любви. Доне Анне становится дурно, а придя в себя, она обвиняет Дон Гуана в том, что он хитрый искуситель, безбожный развратитель и сущий демон, хотя и красноречив. Дон Гуан готов выполнить любое приказанье Доны Анны, потому что до нее никого не любил, и за сладкий миг свиданья он готов отдать жизнь. Дона Анна боится стать новой жертвой Дон Гуана, но в ее душе нет к нему ненависти.
Прощаясь, Дон Гуан выпрашивает мирный поцелуй в залог прощенья.
За дверью Дон Гуан встречает статую командора, которая пришла на зов. Командор велит бросить Дону Анну и просит руку Дон Гуана. Пожатье каменной руки тяжело.
С именем возлюбленной на устах Дон Гуан проваливается вместе со статуей.
Нравственный выбор это сочинение 15.3 по тексту.
«Каменный гость» краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
Categories: Краткие изложения