Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Кавказ называли «Теплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знаменами Шамиля.
Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. В свое время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских «заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с легкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор.
Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник». Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: «Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины…». В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное «дитя цивилизации» — русский, «европеец» и…, дитя природы,
«дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана. Мотив любви к Кавказу проходит и через все творчество М. Ю. Лермонтова, которого в свое время поразила поэма «Кавказский пленник».
Неудивительно, что некоторые черты объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова: И хладен блеск его очей… …Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце… Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец», например, выросла из черкесской народной песни.
Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро «удар кинжала пресек несчастного позор», мать его лишь «хладно отвернула взор». Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет… Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти: Прекрасен ты, суровый край свободы!
И вы, престолы вечные природы. Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает: Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ! Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А. С. Пушкин писал:
Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно, Но не спасла вас наша кровь…
А Лермонтов, как бы в продолжение этой жизни, философски замечает: И с грустью тайной и сердечной Я думал: » Жалкий человек…
Чего он хочет?… Небо ясно. Под небом много места всем; Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Проявление милосердия на войне к врагу аргументы. Новаторство лирики маяковского.
Кавказ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Categories: Новое