Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Автор: Маршалова Татьяна Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №17 «Теремок » комбинированного вида р. п. Любытино Новгородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы по теме «Осень. Деревья осенью «. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм

изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий , направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью «

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация «, «Художественное творчество «, «Здоровье «, «Познание «.

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью «. Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путем слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять

детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук «, «буква «, закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш » в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово «, «предложение «, упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции осенних пейзажей; картина «Что перепутал Художник «; ванночки с растворенной гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью , полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья желтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела?

Какие признаки осени вы знаете?

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, ее красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев?

Игра «Какой лист? » Лист клена — кленовый;

Рябины — рябиновый; ольхи — ольховый; осины — осиновый;

Березы — березовый; дуба — дубовый; липы — липовый.

Желтый цвет — это цвет, какого дорогого металла?

Значит, осень можно назвать какой?

Детям показывается слайд «Золотая осень «.

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А еще, какая осень?

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему? «

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить ее к бумаге. Ладошка оставит след — листик.

Если хотим получить листик березы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клена — разомкнуть. . Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы.

Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Какие у вас по цвету, листья получились?

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет?

Почему? Кто им помог?

Как называется это явление в природе?

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад » и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нем?

Игра «Почини слово «. В этом вам помогут мои картинки — подсказки.

Вода + падать =водопад

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие «.

Ветер что делает? , открывает ).

Листья что делают?

Физкультминутка

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками.

Трясут кистями рук.

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками.

Приседают.

Какой звук листья издают под ногами?

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш «.

Развитие мимических мышц

Листья опали. Мы огорчились,

Удивились,

Рассердились

И улыбнулись.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов » Запомните и произнесите песенку листьев:

Ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш «. В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Затем построчное отраженное произношение стихотворения.

Игра «Телеграф » Деление слов: «шепот «, «шорох «, «тишина » на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук? » Работа на определение места звука «Ш » в этих словах.

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это….. .

А теперь произнесите это слово ласково.

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко?

Какое оно?

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова «.

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый свое слово.

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что?

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова.

Какое предложение получилось у нас?

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко.

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру » Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? Прочитайте, что написали облака

Игра «Подскажи словечко » Подбор слов на «А «, «У «.

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чем говорили? Чем занимались?

Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как ее делали.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




15.3 внутренний мир человека сочинение рассуждение.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Categories: Сочинения на определенные темы