Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности
Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ №21 «Ивушка » г. Губкин Белгородской области
Данный материал может быть использован в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей начальных классов с целью проведения работы по патриотическому воспитанию детей. В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми представлена работа по развитию речи, связанная с темой казачества. Для
ознакомления детей с жизнью, бытом, традициями казаков использовала сказку, пословицы, картинный материал, старинные предметы для оформления горницы.
Тема: «Казаки и их традиции «
Цель:
Коррекционно-логопедическая: активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья и традиции «, учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного; работать над развитием слухового внимания и фонематического слуха; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами;
Коррекционно-образовательная:
расширять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить переносить новые знания в игру; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование : портрет казачьей семьи, уголок казачьей горницы, тонированный лист бумаги, трафарет коня для каждого ребенка, цветные карандаши, картина казак на коне.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.
2. — Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? . Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нем? . Как вы узнали, что на портрете казаки? .
3. Давайте вспомним, что мы знаем о жизни этих необычных людей, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относится к казакам.
Д/и » Не ошибись «
Жилье казаков: юрта, Дом, хата
Посуда казаков: ухват, казан, кастрюля
Еда казаков: колбаса, плов, вареники
Одежда казаков: бурка, джинсы, жилетка
Оружие казаков: пушка, пистолет, шашка
Занятие казаков: охота, выращивание хлеба, плавание на корабле
4. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде.
Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжелые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трех лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой. Давайте вспомним с вами пословицы, которые сложил о казаках народ, об их подвигах на войне:
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
Казачья смелость порушит любую крепость.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Где казак, там и слава.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Подойдите к нашему уголку и скажите, как называется дом, где жила казачья семья? . Как они называют комнату в доме? . А как называют печку в доме, где готовится еда? . Назовите теперь забор вокруг дома? . Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку! » Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три,
А водить-то будешь ты!
Физминутка: «Петух «
Дети стоят в кругу, повторяют слова:
Утром кто зарю встречает,
Песни звонко распевает,
Казакам спать мешает?
Логопед указывает на ребенка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку «, а водящий отгадывает, чей голос услышал.
5. Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня — что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула.
И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ-его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего.
Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон-раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь-уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку.
И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа.
Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее Утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы.
А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат-кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула «.
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всей Кубанской области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища-его коня.
6. Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надежным товарищем? Что случилось с конем в бою?
Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?
7. У каждого ребенка лист бумаги, тонированный голубым и зеленым цветом. Логопед предлагает детям нарисовать коней для казаков. Нужно обвести трафарет коня по контуру и раскрасить цветными карандашами.
8. Итог занятия.
Сочинение на тему гарри поттер.
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Categories: Сочинения на определенные темы