Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Ты и твои права. Взросление»

ПИЛИПЕНКО ИРИНА АРСЕНЬЕВНА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Учитель истории и обществознания

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Ты и твои права. Взросление

ЦЕЛИ:

— продолжать знакомить обучающихся с понятиями «право» и «закон»;

— познакомить с Конвенцией о правах ребенка;

— познакомить обучающихся с изменениями в юридическом статусе ребенка при его взрослении;

— после заседания клуба обучающиеся должны знать возраст, с которого закон налагает

ограничения и ответственность на молодых людей; понимать, что полная юридическая дееспособность молодых людей наступает постепенно;

— развивать умения рассуждать при обсуждении прав и обязанностей, по закону соответствующих их возрасту; в результате поиска аргументов в поддержку изменения закона;

— развивать умения исследовать в результате поиска ответов на вопросы опросника;

— развивать умения общаться при знакомстве с другими точками зрения, в случаях представления своей точки зрения.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

Что такое право? Выберите правильный вариант

Право — это совокупность правил

поведения , которые регулируют отношения:

— людей в обществе;

— государства и граждан;

— организаций и граждан;

— предприятий и организаций;

— между гражданами, организациями и самим государством.

Право обязательно:

— только для граждан;

— только для государства;

— только для предприятий и организаций;

— для граждан, организаций, государства.

Как вы считаете, каждый ли человек наделен одинаковыми правами или нет?

Может ли государство отнять у человека его права?

Может ли государство ограничить права человека?

Можно ли сказать, что право и закон — это одно и то же?

Что такое закон?

Закон — все установленные государством общеобязательные правила поведения.

Юридический переход от статуса ребенка к статусу взрослого является медленным и сложным процессом. Молодые люди несут ответственность за уголовные преступления или проступки намного раньше, чем им предоставляется право голосовать, например. В шестнадцать или даже четырнадцать лет с согласия родителей молодая пара может жениться, но не может покупать алкоголь в магазине.

Ограничения такого рода не всегда соотносятся друг с другом.

— Считаете ли вы, что права и ответственность должны наступать для молодых людей одновременно?

ОПРОСНИК «ВЗРОСЛЕНИЕ»

С какого возраста закон позволяет гражданину совершать следующие действия? Напишите свои ответы в первой колонке. Когда завершите работу, сверьте свои ответы с правильными.

В пустой колонке напишите, следует ли внести какие-то изменения в закон?

Твой ответ

Следует ли внести изменения

Вступать в детские общественные организации

Самостоятельно управлять автомашиной на дороге

Голосовать за выборы Президента

Может быть привлечен к уголовной ответственности за кражу

Совершать мелкие бытовые сделки

Самостоятельно заключать трудовой договор, поступать на работу

Выставлять свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу

Вступать в брак

Приобретать алкогольные напитки в магазине

Сдавать донорскую кровь

Становится полностью дееспособным и приобретает любые права и обязанности

Может быть исключен из школы за нарушения

Отвечая на вопросы о правах молодых людей, обучающиеся получают возможность проанализировать причины ограничения существующих прав и решить, можно ли что-нибудь изменить в такой ситуации.

— Обсудить, какой закон вы пытаетесь изменить.

— Какие изменения вы хотите внести?

— Почему существующий закон требует изменений?

Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. при этом знание законов одинаково полезно как для государства , так и для самого человека . Про человека, знающего, куда обратиться за защитой своих прав, говорят, что он обладает правовой культурой.

Правовая культура человека показывает нам, как он относится к законам, как соблюдает их, умеет ли уважать права других людей.

— Рассмотрим несколько ситуаций. Опираясь на здравый смысл, подумайте, в каких из перечисленных случаях нарушаются законы.

Продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;

Мать не позволяет 8-летнему сыну видеться с любящей его бабушкой;

Молодого человека не принимают на работу, потому что у него не та национальность;

Продавец отказывается продать 9-летнему школьнику набор красок;

Милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам

, не отпускает домой и не разрешает позвонить родителям.

Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности — конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т. д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем его дееспособности увеличивается. Полная дееспособность наступает к 18 годам, когда ребенок становится совершеннолетним. Теперь вы можете ответить на вопрос

— Должны ли права и ответственность для молодых людей наступать одновременно?

Подведение итогов заседания клуба.

Раздаточный материал для обучающихся

Правильный ответ

Следует ли внести изменения

Вступать в детские общественные организации

10 лет

Самостоятельно управлять автомашиной на дороге

18 лет

Голосовать за выборы Президента

18 лет

Может быть привлечен к уголовной ответственности за кражу

14 лет

Совершать мелкие бытовые сделки

6 лет

Самостоятельно заключать трудовой договор, поступать на работу

16 лет

Выставлять свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу

21 год

Вступать в брак

18 лет

Приобретать алкогольные напитки в магазине

18 лет

Сдавать донорскую кровь

18 лет

Становится полностью дееспособным и приобретает любые права и обязанности

18 лет

Может быть исключен из школы за нарушения

14 лет

Продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;

Мать не позволяет 8-летнему сыну видеться с любящей его бабушкой;

Молодого человека не принимают на работу, потому что у него не та национальность;

Продавец отказывается продать 9-летнему школьнику набор красок;

Милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам

, не отпускает домой и не разрешает позвонить родителям.

Дополнительный материал для проведения заседания клуба

План практикума

1 Вспомните то время, когда вы были ребенком, и постарайтесь представить самый лучший летний день. Если бы вам надо было сфотографировать этот день, что было бы на этой фотографии? Что бы вы делали?

С кем бы вы были? Что бы вы чувствовали? Какие ощущения, не воспринимаемые зрением, передавала бы ваша фотография?

Попытайтесь изложить суть ваших мыслей в одном абзаце, словно вам нужно запечатлеть этот момент в виде одного изображения.

2 Как только вы запишете свое восприятие летнего дня, поделитесь воспоминаниями с несколькими одноклассниками и обсудите сходства и различия. Вместе на большом листе бумаги составьте список общих характеристик самого лучшего летнего дня.

3 После того, как ваша группа составит список характеристик самого лучшего летнего дня, попытайтесь представить, каким должен быть в будущем идеальный мир для детей. Каким бы он был? Был бы он похож на ваш самый лучший день? Что будут делать Дети?

Как они будут чувствовать себя в этом мире? Попытайтесь представить, что является обязательным для обеспечения благополучия детей в мире, который вы нарисовали в своем воображении. Вместе, методом мозгового штурма, составьте список «основных элементов детства».

4 После составления списка основных элементов детства спросите друг друга, все ли дети мира сегодня имеют это? Вновь вернитесь к своему списку и ответьте на вопрос, можно ли считать эти основные элементы правами? Возможно, вам придется по очереди просмотреть список.

После обсуждения спросите друг друга, какие основные элементы из списка следует включить в международную конвенцию о правах ребенка? Представьте свои идеи в виде руководящих принципов, которые бы гарантировали доступ всех детей к этим основным элементам.

5 Изучите Конвенцию о правах ребенка — юридический документ, созданный Организацией Объединенных Наций. Соответствуют ли какие-нибудь статьи Конвенции вашим воспоминаниям о самом лучшем летнем дне? Содержит ли КПР статьи, которые совпадают с вашим представлением о будущем идеальном мире для детей?

Попытайтесь провести параллели с теми основными элементами детства, которые вы определили методом мозгового штурма в составе группы.

6 После выполнения заключительного группового задания представитель вашей группы должен отобразить на классной доске список основных элементов детства, на основе которых были составлены руководящие принципы, и соответствующие им права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Завершите практикум общей дискуссией на тему о том, как ваши воспоминания, опыт, основные элементы детства и ваши представления соотносятся с нормативными стандартами в области прав ребенка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение самого главного глазами не увидишь.
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Ты и твои права. Взросление»

Categories: Сочинения на свободную тему