Учитель: Кожевникова Людмила Юрьевна, Нижегородская область, Володарский район, р. п. Ильиногорск, МБОУ НОШ № 52
Тема :
Храм
Тип урока : изученного нового материала.
Вид урока : урок-исследование, заочное путешествие в храм.
Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах с источниками информации, самостоятельная работа, слушание.
Цель : формирование представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи:
Познакомить учащихся с назначением,
внешним видом и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Личностные результаты | |
Узнают о назначении и устройстве православного храма, о церковном этикете , храмовых предметах. Научатся различать части православного храма, храмы от других строений, типы колокольных звонов, вести себя в храме в соответствии с церковным этикетом . | Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; | Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. |
Оборудование : мультимедийный проектор, презентация слайдов, фрагменты записи колокольного звона, конверты с заданиями, индивидуальные таблицы для учащихся, словарь С. И. Ожегова.
Ход урока | Ход урока | Методические комментарии |
Этап мотивации Ι. Орг. мотив этап ΙΙ. Актуализация опорных знаний ΙΙΙ. Этап усвоения новых знаний и способов действий ΙV. Этап закрепления новых знаний и способов действий V. Итог урока Рефлексия. | Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы не можем расслабляться, Пора в работу нам включаться. . У: Ребята, прочитайте стихотворение на слайде. Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают — Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Так отрадно плакать и молиться, И так близко Небо там к земле, Что потом печально возвратиться В грешный мир, лежащий весь во зле. Но душа опять будет вновь стремиться В чудный мир, обратно, к тишине, В мир святой, где может возродиться Та любовь, что спит еще во мне . У: О чем это стихотворение? О любви к кому говорит автор стихотворения? Приходилось ли вам бывать в храме? Какие чувства вы испытывали, находясь в нем? Что больше всего запомнилось? Что такое храм? Какие храмы вы знаете? Что вы знаете об устройстве храма? У: Прочитайте ключевые слова на слайде: Храм Священник Лампада Свеча Кадило Каждение Икона Алтарь Ладан Купол Богоматерь Богослужение Крест Панихидный столик Амвон Таинство Царские врата Колокол Колокольный звон Работа с конструктивной таблицей. У: Запишите в таблицу те слова, значения которых вам известны. |
Хотим узнать |
У: Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбец.
Во второй столбец запишите
Понятия, о которых вы бы хотели узнать на уроке.
Прочитайте их.
Что может объединять все эти слова?
Определите тему урока.
У: А теперь представьте, что все вы исследователи. Какие бы цели исследования вы поставили перед собой на нашем уроке?
А работать будем по группам. У каждой группы свой пакет с заданиями.
Исследовательская работа учащихся.
.
Первый
исследовательский стол
.
Задания второй группы:
1) Выяснить, используя текст дополнительной литературы и словарь Ожегова значения слова храм.
Д: Храм-
…здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.
Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется
собором
.
…это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем
…
Дом Божий
, где невидимо присутствует Сам Бог.
2)Как в старину называли храм? Почему?
Д: Храм называли
лечебницей души
.
У: А вы согласны с этим высказыванием?
3)Зачем люди посещают храм?
Д: Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко — близко, незримо пребывает Сам Бог. А там, где Бог, там мир и покой.
4)Где строились храмы на Руси?
Д : Храм обычно строился на возвышенном,
красном
Месте .
5)С помощью кластера показать назначение храма.
У: Сравним полученные кластеры.
.
Второй
исследовательский стол
Задания второй группы:
Исследовать внешнее устройство храма по плану:
1)В форме чего строились и строятся храмы?
Д: Если храм строился в виде корабля — это означало, что мир — бурное, житейское море, а храм — корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды означал, что мир — пустыня, а храм — путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста — это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга — вечность и неодолимость Святой Церкви.
2) Какие части выделяют у православного храма?
3)Что символизирует купол?
Д: Купол храма напоминает нам о небе.
4) Что символизирует крест?
Д: Крест — это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе.
5) Сколько глав может быть у
Храма? Что они напоминают?
Д: Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
.
Третий
исследовательский стол
.
Задания третьей группы:
Исследовать внутренне строение храма, используя учебник и дополнительную литературу по плану.
1)Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
Д: Внутри православный храм разделяется на три части: 1. Притвор 2. Место в храме, где стоят молящиеся. 3. Алтарь, где служат священники.
2) Дать объяснение понятиям и их значение словам : притвор, неф , Алтарь, иконостас, солея, амвон, клиросы, Царские врата, икона.
Д: Притвор-то преддверие к храму, там продаются церковные принадлежности и свечи.
Д: Неф занимает середину храма и предназначена для молящихся за богослужением.
Д: Само слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник. Алтарь-место, где молятся священники.
Д: Алтарь присоединяется к средней части храма особою перегородку, которая уставлена иконами и называется иконостасом.
Д: Возвышение перед иконостасом называется солея.
Д: Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.
Д: Перед иконостасом справа и слева находятся возвышенные места для расположения хора, называемые клиросами.
Д: Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются Царскими, потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.
Д: Икона — это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Физкультминутка.
Четвертый
исследовательский стол
Задания четвертой группы.
Используя текст дополнительной литературы исследовать:
1)Что называют звонницей?
Д: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
2) Какой музыкальный инструмент существует в Православном храме?
Д: Единственный музыкальный инструмент в православном храме — колокол.
3)Почему звонят колокола?
Д: Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
4) Какие бывают колокольные звоны?
Д: Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
У: Давайте послушаем колокольный звон и определим его тип.
Пятый исследовательский стол .
Задания пятой группы.
1)С помощью учебника исследовать значение предметов : кадило, панихидный столик, лампада.
Д: Кадило — храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша.
У: Объясним значение понятия
каждение
.
Д: Покадить кому-то означает выразить почтение.
Д: Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун или панихидный столик. Там ставят свечки и молятся об умерших людях.
Д: Лампада — храмовый предмет, висящий перед иконами.
2) Выяснить, что такое богослужение?
У: Подумайте, как образовалось слово Богослужение? Что это значит?
Д: Богослужение — чтение и пение молитв, совершающееся по особому порядку во главе со священнослужителем.
Шестой
исследовательский столик
.
Задания шестой группы:
Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения, под названием
Церковный этикет
.
У: прочитайте правила, которые вы составили.
Д: 1)Входить в храм с молитвою.
2)Вести себя в храме тихо и благоговейно.
3)Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте.
4)Мужчинам стоять с непокрытой головой, а женщинам находиться в храме в платке.
5)Если что-то не знаешь — тихо спроси.
Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа учащихся
.
У: Составим синквейн на тему нашего урока.
1строка — название стихотворения, тема — обычно существительное.
2 строка — описание темы, 2 прилагательных.
3 строка — действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка — 4 строка — чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка — повторение сути,
синоним
1 строки, обычно сущ.
Кому трудно, работает с кроссвордом
Прочитаем, что у вас получилось.
Пример:
Величественные, строгие
Защищают, воспитывают, оберегают
Без храмов нельзя жить на земле.
Душа человека.
У: Проверим ребят, работающих с кроссвордом.
.
У: Подходит к завершению наше исследование и заочное путешествие по храму. Давайте подведем итог.
У: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…….
Сегодня на уроке я почувствовал…..
Сегодня я достиг…..
Сегодня я помог….
Мне хочется….
Домашнее задание:
-узнать, какие храмы есть в Нижегородской области, какие события истории с ними связаны
— нарисовать храм вашей мечты
Самоорганизация.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают слова на слайде.
Работают с таблицей: вписывают слова, значения которых им понятны, объясняют их; сравнивают свои ответы с ответами товарищей.
Выдвигают гипотезу.
С помощью учителя формулируют тему урока.
Определяют цели исследовательской работы.
Учащиеся распределяют работу в группах, намечают пути решения поставленных задач.
Решение учебной задачи: чтение, наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста.
Работают со словарем и дополнительной литературой.
Представляют результаты деятельности в группах. Защита мини-исследований.
Составляют кластер.
Зачитывают составленный кластер, сверяют свой вариант с вариантом учителя.
Работают с дополнительной литературой.
Представляют результаты деятельности в группах.
Работают с дополнительной литературой.
Представляют результаты деятельности в группах.
Представляют результаты деятельности в группах.
Представляют результаты деятельности в группах.
Представляют результаты деятельности в группах.
Индивидуальная работа учащихся.
Представляют результаты деятельности.
Ответы учащихся.
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания
.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом ;
2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
.
Формируем уметь планировать свое действие.
.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
.
Формируем умение представлять информацию в виде кластера.
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
.
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
.
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания;
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания;
2) гражданско-патриотическое воспитание .
Формируем умение выказывать свое отношение к теме урока, выражать свои эмоции .
Используемые источники информации:
Возможно ли счастье построенное на несчастии других.
Конспект урока по теме: «Храм» — Скачать
- Проблематика романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег»
- Краткое содержание романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя
Categories: Сочинения по литературе