Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

Конспект урока русского языка на тему

«Звуковой анализ слова «мука»

Подготовила воспитатель

Соколова Наталия Викторовна

П. Таежный

2015 год

Программное содержание: продолжать обучение звуковому анализу слова, умение различать гласные твердые и мягкие согласные звуки. Учить вычленять словесные ударения

и определять его место в слове. Познакомить со словоразличительной роли ударения, продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Материал: шкатулка, посылка, письмо, фишки , замки для шкатулки, ключи, карточки для звукового анализа слова, сюрприз .

Ход.

Воспитатель. Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»!

Давайте ее распечатаем и узнаем, что там внутри.

Воспитатель. Шкатулка-то не простоя! С четырьмя замками!

Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы

очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в шкатулке.

Но шкатулка волшебная, с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат.

Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется!

Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей»

Воспитатель. Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в шкатулке?

Будем искать ключи?

Дети. Да, будем искать. Конечно, надо найти ключи и открыть шкатулку.

Воспитатель. А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чем идет речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеется тоже.

Дети. Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

Воспитатель. А ключ непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея!

Справимся с этим заданием — один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель. Помощники Деда Грамотея принесли для вас фишки разного цвета: красные, синие, зеленые и черные. Что же это за фишки, что они обозначают?

Дети. Звуки

Воспитатель. А какие бывают звуки? Назовите несколько звуков.

Дети. Гласные и согласные.

Воспитатель. Какие бывают согласные?

Дети. Твердые и мягкие.

Воспитатель. Какие бывают гласные?

Дети. Ударные и безударные.

Воспитатель. Какой фишкой обозначается ударение?

Дети. Черной. Фишкой черного цвета.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Воспитатель. Слушайте следующую подсказку, где искать следующий ключ.

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети. Книга! Ключ будем искать в книжном уголке.

.

Задание №2.

Воспитатель. Задание такое: поиграть в игру » Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл слова.

Давайте поможем Дедушке!

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная…

Дети. .

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь…

Дети.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…

Дети.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень…

Дети. .

Где обедал воробей?

В зоопарке у…

Дети.

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из…

Дети.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему…

Дети:

Воспитатель. Трудно? Устали? Вы очень старались!

Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети. Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физкультурная минутка.

Буратино потянулся

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик видно не шел,

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.

Воспитатель. Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Что за чудо — кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все сначала начинаю.

Дети. Строительные кирпичики.

Задание №3.

Звуковой анализ слова «мука».

Воспитатель. Сколько звуков в слове «мука»?

Дети. В слове «мука» 4 звука.

Воспитатель. Какие гласные звуки в слове мука? Назовите первый гласный звук в слове «мука».

Назовите второй гласный звук.

Дети. Звуки «у», «а».

Воспитатель. Сколько слогов в слове «мука»?

Дети. 2 слога.

Воспитатель. Назовите первый слог.

Дети. » Му».

Воспитатель. Назовите второй слог.

Дети. «КА».

Воспитатель. Послушайте, как я скажу слово, чтобы вы в нем услышали ударный гласный звук — «мукаа». Кто скажет это слово так же, чтобы мы услышали ударный гласный звук?

Дети. «Мукаа», ударный гласный .

Воспитатель. Какую фишку поставим над ударным гласным звуком?

Дети. Черную.

Воспитатель. Затем переставлю черную фишку на звук и предложу прочитать с новым ударением. Муука. Что получилось с новым ударением.

Какое слово?

Дети. «Муука».

Воспитатель. Да, получилось слово мука. Так говорят, когда кто-нибудь мучается. Вот, например, послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука —

Поварам наука.

Воспитатель. Да, дети, от смены ударения в слове получилось новое слово. Ударение также помогает нам различать слова. Молодцы, справились с третьим заданием.

Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!

Воспитатель. Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети. Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.

Задание №4.

Воспитатель. Правильно! И следующее задание игра «Назови слова».

Цель: учить придумывать и подбирать слова с заданным звуком. Дети называют слова с мягким звуком «н» , затем с твердым звуком .

После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» в замок. Шкатулка открывается.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети. Это Золотые монетки!

Воспитатель. Можно и поиграть с монетками, можно и чай попить! Спасибо, Деду Грамотею!

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

Дети. Очень понравилось. Занятие очень интересное.

Воспитатель. Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?

Дети. Понравилось отгадывать загадки. Договаривать слова в стихотворениях.

Разбирать слово, искать ключи. Открывать шкатулку.

Воспитатель. Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Литература.

Подготовка к обучению грамоте в детском саду/ Л. Е Журова, Н. С. Варенцова, Н. С. Стражинская. — Минск: «Асвета», 1992.

Материалы Интернет-сайтов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)




Проблема роли человеческой памяти.
Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука»

Categories: Новое