Урок по повести Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка»
I. Слово о писателе
Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в городе Тюмень. Окончил факультет журналистики Уральского университета. Во время учебы уже работал в газете «Вечерний Свердловск». В 1961 году писатель создал детский отряд «Каравелла», в которым ребята занимались журналистикой, фехтованием, морским делом. Руководил отрядом более тридцати лет.
Первая книга писателя «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году. По произведениям Крапивина сняты
фильмы, удостоенные нескольких премий , поставлены телеспектакли . С 2007 года Владислав Петрович проживает в Тюмени. Он избран профессором университета, ведет школу литературного мастерства.
За долгую творческую жизнь было выпущено более 200 изданий книг мастера на разных языках мира.
II. Проверка знания текста
Проверим, насколько вы были внимательны при чтении. Разгадаем кроссворд.
По вертикали:
1. Жар-птица. 2. Ягода, которую пытался продавать Кашка. 3. Челотяпик, которого Кашке подарил Костя. 4. Полное имя Кашки.
5. Фамилия Кашки.
По горизонтали:
1. Существительное в названии лагеря. 6. Насекомое,
по которому «гадал» Кашка. 7. Предмет, который пытался сделать Володя из носового платка. 8. Посуда, которую разбил Володя, стреляя из рогатки. 9. Мальчик, который спас Кашку от наказания, придуманного бабушкой Лизой.
10. Кличка напавшей на героев собаки.
Ответы
По вертикали: 1. Костер. 2. Клубника. 3. Альпинист. 4. Аркадий.
5. Голубев.
По горизонтали: 1. Камни. 6. Муха. 7. Парашют. 8. Корчага. 9. Пимыч.
10. Рекс.
III. Беседа
1. Где происходит действие повести? 2. Нарисуйте, что испугало Серафиму одним ранним утром?
3. Как связаны с жизнью лагеря шляпа, ракета, разбойник, ужас? Чего не хватает в этом перечислении? А как называлась волна, связанная с предметом, который вы нарисовали, отвечая на предыдущий вопрос?
4. Почему взрослые собрались на совет? Какой выход из ситуации предложил Сергей? 5. Кто такой рыцарь? Зачем ему нужен оруженосец? Каким должен быть оруженосец?
Если бы вы были рыцарем и выбирали себе оруженосца, то на какие его качества обращали внимание? 6. Оруженосца Володи звали Кашка. А что такое «кашка»?
Прочитайте портрет Кашки, выделите самое главное. С кем сравнивает Володя своего оруженосца? Почему Сергей назвал Володю «работорговцем»? 7. Кашка Володе не нравился.
Ошибся ли Володя в своих ожиданиях? Как повел себя «рыцарь»? 8. Чувствовал ли Кашка свою вину?
Почему, собирая вещи, он очень торопился? Почему же Володя не выгнал Кашку? Выберите правильное, с вашей точки зрения, объяснение поведения Володи. — Кашка просил прощения и плакал.
— Кашка обещал, что больше такого не повторится. — Володя увидел его подавленность и пожалел Кашку. — Ваша версия.
9. И все же Володя говорит знакомой девочке: «Ну какие, Райка, у такой малявки переживания?» Чтобы узнать, какие же «у такой малявки» могут быть «переживания», автор нарушает хронологию событий и погружает читателя в прошлое. Сравним мир главных героев повести.
МИР КАШКИ, его обитатели: — челотяпики; — добрые люди ; — жар-птица.
Что нового мы узнаем о Кашке? Чем наполнен мир героя?
МИР ВОЛОДИ НОВОСЕЛОВА: — родители; — девочка Надежда; — «закон об оружии»; — Юрка.
Какие черты характера мальчика проявились в рассказанных историях? Что же объединяет наших героев? Может быть, не случайно связал Володю и Кашку именно рыцарский турнир — спортивное соревнование, где все должно быть по справедливости.
10. Каким мы видим на турнире Кашку?
11. Увидел ли Володя старания своего оруженосца? И, может быть, поэтому Кашка впервые в конце турнира услышал слова одобрения: «А мы с тобой все-таки молодцы». Но турнир кончился…
12. Кто и по какому поводу произнес следующие слова: «И обидно видеть, как он теряет верного друга. А сказать ничего не скажешь. Насильно дружбу не привьешь»?
13. Почему Володя забыл о своем оруженосце? И все-таки один раз Володя не смог сказать Кашке «нет». С этого начался новый этап их отношений. Расскажите, какие события сблизили Володю с его бывшим оруженосцем:
— забота о малыше ; — ответ Кашки об альпинисте ; — общие интересы ; — смелость малыша ; — общая тайна ; — творчество ; — ответственность друг за друга .
14. О чем же мечтал Кашка в последнюю неделю пребывания в лагере?
15. Каким было последнее Утро в лагере? Выделите эпитеты, которые использует писатель для его описания.
16. Что предвещало такое утро? И беда случилась. Какая? Опишите состояние Кашки после этого известия. Докажите, что мир померк для Кашки.
Что было символом его мечты?
17. Смог ли Володя «разогнать тучи» в этот день? Почему Райка сказала ему: «Ой, будет тебе дома… Ой, дурак…» «Дурак» ли Володя?
А как бы вы поступили на его месте?
18. Прочитайте последние два предложения повести. Как вы думаете, почему Владислав Крапивин именно так закончил свое произведение?
19. Есть афоризм: «Берегите друзей — они разведут… на снегу». Какое слово, встречающееся в повести, пропущено в этом предложении? Как связана тема повести и этот афоризм?
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.
1. Хотел бы я иметь такого друга, как Кашка?
2. Что я ценю в друге?
Елена Юрьевна Котынова, Учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей» г. Великие Луки
План по произведению тихий дон.
Костер на снегу
Categories: Сочинения по литературе